Сахалинская железная дорога 60 лет

Сахалинская железная дорога 60 лет

Год выпуска: 2006


Сахалинская железная дорога 60 лет Сахалинская железная дорога 60 лет Сахалинская железная дорога 60 лет





Сахалинская железная дорога 60 лет

Сахалинский регион Дальневосточной железной дороги — один из регионов обслуживания Дальневосточной железной дороги, эксплуатирующий большую часть железных дорог острова Сахалин с шириной колеи 1067 мм. В 1992—2010 годах — отдельная Сахалинская железная дорога.

Дизель-поезд Д2-009

 

История

Строительство железных дорог на острове Сахалин началось после русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина, до 50-й параллели, отошла к Японии.

Была построена военно-полевая узкоколейная железная дорога Корсаков — Южно-Сахалинск, протяженностью 42,5 км и шириной 600 мм. Её основное назначение — быстро закрепиться на новой территории. Позже она была переведена на размеры обычной японской колеи — 1067 мм. В 1911 году была отстроена ветка Южно-Сахалинск — Стародубское протяженностью 53,5 км. А в период 1918—1921 гг. железнодорожной линией были связаны Невельск — Холмск — Чехов — Томари (Россия).

На острове много тоннелей, все они выполнены по габариту, принятому на японских железных дорогах. Часть подвижного состава, эксплуатируемого на острове, также имеет японское происхождение — это японские паровозы и дизель-поезда «Киха58». Грузовые вагоны аналогичны вагонам нормальной колеи, но с тележками колеи 1067 мм. До 2000-х годов эксплуатировались пассажирские вагоны японского производства (соответствующего габарита); пассажирские вагоны ширококолейного габарита практически не использовались. Лишь с начала 2000-х годов японские пассажирские вагоны стали массово заменяться вагонами производства Тверского вагоностроительного завода. Специально для Сахалинской железной дороги Людиновским тепловозостроительным заводом строились тепловозы с гидропередачей ТГ16 и ТГ22.

Эксплуатационная длина дороги на 1992 год — 1072 км, на 2006 год — 804,9 км. Сокращение длины дороги происходило за счет закрытия малоиспользуемых участков: Дачное — Анива, Долинск — Стародубское и других. Практически прекращена эксплуатация участка Холмск — Южно-Сахалинск. Однако позже стал вопрос о восстановлении прямого движения поездов по этому участку, но, в связи с экономической нецелесообразностью, участок решили не восстанавливать.

Дорога характеризуется особым климатом (периоды муссонов, снежные заносы), тяжелым профилем. Для связи с материком используется паромная переправа Ванино — Холмск. При транспортировке грузов требуется смена тележек грузовых вагонов. Все эти обстоятельства делают себестоимость перевозки грузов по дороге более высокой по сравнению с материковой сетью железных дорог, причем разница в себестоимости достигает 10 раз.

В мае 2010 года руководством ОАО «РЖД» принято решение о переходе с 1 октября 2010 года Сахалинской железной дороги в состав Дальневосточной.

На дороге имеется музей железнодорожной техники (расположен у вокзала в Южно-Сахалинске), с экспонатами, не имеющими аналогов в других музеях. В экспозиции имеются двухосные японские платформы, японский же снегоочиститель «Вадзима», двадцатипятитонная цистерна постройки 1954 года, шнекороторный снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ16, японский паровоз серии D-51 1948 года постройки.

В составе дороги есть особое подразделение — Детская железная дорога, персонал которой частично состоит из детей.

 

Хронология строительства

1907 - Каидзука (Соловьёвка) - Тоёхара (Южно-Сахалинск-Пассажирский) (изначально имела колею 610 мм)

1907-08 - Соловьёвка (Каидзука) - Корсаков (Отомари)

1909 - Линия Корсаков - Южно-Сахалинск перенесена от сопок к берегу

1910 - Линия Корсаков - Южно-Сахалинск перешита на 1067 мм

1911 - Южно-Сахалинск - Долинск - Стародубское

1914 - Канума (Новоалександровка) - Оку-Каваками (Тепловодский), колея 610 мм

11.10.1920 - Хонто (Невельск) - Маока (Холмск-Южный)

1921 - Маока (Холмск-Южный) - Нода (Чехов), ветка Новоалександровка - Тепловодский перешита на колею 1067 мм.

1922 - Оку-Каваками (Тепловодский) - Каваками (Синегорск)

1925 - Тоёхара (Южно-Сахалинск-Пассажирский) - Окусудзуя (Новодеревенская)

1.10.1926 - Симба (Дачное) - Рутака (Анива) (18,6 км); изначально она принадлежала частной компании "Южная ж.д."

1927 - Отиай (Долинск) - Макаров (Сиритору)

1928 - Корсаков - порт Корсаков; Новодеревенская - Холмск-Сортировочный (Тэи)

1930 - Макаров - Новое (Ниитои), Чехов - Томари (Томариору)

1931 - открыта частная "Южно-Сахалинская шахтная линия" (Невельск - Шахта-Сахалинская)

1936 - Новое - Поронайск (Сикука)

1937 - Томари - Ильинск (Куссюнай), продолжению строительства на север до Углегорска помешала Вторая мировая война

1941 - Поронайск - Олень

1943 - Стародубское - порт Стародубское, Олень - Смирных [Кэтон]

1943 - все железнодорожные линии Сахалина (Karafuto Goverment Railway, "Южно-Сахалинская шахтная линия", Дачная линия и линия Императорской топливной компании Найбути) переподчинены Министерству железных дорог Японии.

1944 - Смирных - Победино [Котон]

1967-71 - Построена линия Ильинск - Арсентьевка

1973 - Первая очередь паромной переправы Ванино - Холмск

1975 - Победино - Тымовск

1978 - Тымовск - Ныш

1979 - Ныш - Ноглики

1985 - Вторая очередь паромной переправы Ванино - Холмск

 

Закрытые линии

1945 - Новоалександровка—Новодеревенская (демонтирована в 1947)

1993 - Долинск—Стародубское (полностью демонтирована к середине 2000-х), Дачное—Анива (демонтирована к 1995 году)

1994—1995 - Николайчук—Новодеревенская (демонтирована к 1998 году, на участке Николайчук—Чёртов мост рельсы лежат и используются для туристических поездок)

2004 - Новоалександровка—Синегорск (пассажирское сообщение прекращено 1 сентября 1997 года, по состоянию на май 2013 года линия разбирается местными жителями 1-2 км, далее путь лежит, но сильно зарос молодыми деревьями).

 

Реконструкция дороги

По решению ОАО «РЖД» с 2003 года началась перешивка колеи Сахалинской дороги: с ширины 1067 мм на ширину 1520 мм. При этом производится полная реконструкция путевого хозяйства, включая строительство новых мостов и водоотводных сооружений, спрямление пути, перепроходку с увеличением площади поперечного сечения и укрепление тоннелей, при этом некоторые из них срываются (то есть тоннели ликвидируются — соответственно перепроектируются соответствующие участки дороги и сооружаются необходимые насыпи и выемки). Чтобы сохранить возможность постоянно использовать пути, на дороге укладывается трёхниточная рельсошпальная решётка с расстоянием 1067 и 1520 мм от крайнего рельса до соответственно другого крайнего и среднего рельса, что видно на фотографии справа.

Всего с 2003 года, когда началось переустройство дороги, до 2010 года построены 37 мостов и 75 водопроводных труб, обходы двух тоннелей — 22-го и 23-го, а также «больного» участка земляного полотна на 118—120 км, где постоянно «плыл» грунт.

На 1 января 2011 года из 804,9 км главного хода было реконструировано и введено в эксплуатацию 328 км трёхниточного пути. На июль 2012 года строители перешли «экватор», проведя реконструкцию более 400 км пути. При этом, если ранее укладывался трехниточный путь, теперь укладываются две нитки колеи 1067 мм на специальные железобетонные шпалы, позволяющие переукладку одной нити на колею 1520 мм.

При таких темпах строительства по самым оптимистичным прогнозам работа по перешивке пути будет завершена примерно в 2016 году (реально скорее всего не раньше 2020 года, так как потребуется ещё перешивка станционных и подъездных путей). После окончания работ по перешивке пути также потребуется заменить тяговый подвижной состав дороги.

Филиал Сахалинская железная дорога в г.Южно-Сахалинке