Проект Сахалин I Вступление СРП в силу. Одопту. Аркутун-Даги. Чайво. Эксон Роснефть СМНГ Содеко 10 июня 1996 года

Проект Сахалин I Вступление СРП в силу. Одопту. Аркутун-Даги. Чайво. Эксон Роснефть СМНГ Содеко 10 июня 1996 года

Год выпуска: 1996


Проект Сахалин I Вступление СРП в силу. Одопту. Аркутун-Даги. Чайво. Эксон Роснефть СМНГ Содеко 10 июня 1996 года





Проект Сахалин I Вступление СРП в силу. Одопту. Аркутун-Даги. Чайво. Эксон Роснефть СМНГ Содеко 10 июня 1996 года

Диаметр: 70мм

 

Первые соглашения о разделе продукции между Российской Федерацией и частными инвесторами нефтегазовых проектов были подписаны в середине 1990-х годов, еще до вступления в силу закона о СРП. Прошло немало лет, но до сих пор продолжаются споры об эффективности действующих СРП для бюджета России и российской экономики в целом. Объективная оценка выгод для страны проектов на условиях СРП имеет принципиально важное значение для выбора инвестиционной модели при освоении новых месторождений нефти и газа. С позиций сегодняшнего дня выигрыш государственного бюджета от реализации СРП не значителен: из $432 млн, поступивших в казну, $95 млн пришлось вернуть инвесторам. А если учесть $960 млн экспортной выручки, полученной инвесторами в качестве возмещения затрат, государство и вовсе в минусе. Но если говорить об общеэкономических выгодах, а не только о бюджетных поступлениях, тогда прямой выигрыш государства уже сейчас измеряется суммой в $1,9 млрд, с учетом эффекта мультипликатора капитальных вложений - $4,8 млрд. По мере продвижения проектов ситуация еще более решительно меняется в пользу государства. В 2002 году поступления в бюджет от двух сахалинских СРП выросли в 2,5 раза. Условия соглашений дают основания ожидать, что эти проекты обеспечат $92 млрд непосредственных поступлений в бюджет, а общий экономический эффект для страны превысит $126 млрд.

Государство имеет возможность и должно извлечь максимальные выгоды из действующих соглашений о разделе продукции. Но не методами силового давления на инвесторов, а совершенствуя нормативно-правовую базу исполнения соглашений и помогая отечественным компаниям выигрывать в честной борьбе тендеры, проводимые операторами СРП.

В настоящее время действуют три соглашения о разделе продукции, подписанные Российской Федерацией с инвесторами нефтегазовых проектов еще до введения в действие закона о СРП: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение». При исполнении каждого из этих соглашений применяется индивидуальный порядок налогообложения.

Реализация соглашения, связанного с разработкой Харьягинского месторождения, находится на начальной стадии развития, и пример этого СРП не является на сегодняшний день показательным. Поэтому для оценки выгод от СРП целесообразно обратиться к опыту сахалинских проектов.

 

Суть соглашений

Проект «Сахалин-1» ориентирован на разработку Чайвинско-го, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин. СРП по этому проекту было заключено 30 июня 1995 года и вступило в силу 10 июня 1996 года. Проект инвестируется консорциумом, в который входят дочернее предприятие американской ExxonMobil - Exxon Neftegas Ltd. (доля - 30%), японский консорциум SODECO (30%), индийская ONGC (20%) и дочерние компании «Роснефти» - ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%) и ЗАО «РН-Астра» (8,5%). Оператором проекта «Сахалин-1» является Exxon Neftegas. Общие учтенные извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений оцениваются в 256 млн. тонн нефти и газового конденсата и 407 млрд м3 газа.

Соглашение о разработке Пильтун-Ас-тохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (проект «Сахалин-2») заключено 22 июня 1994 года и вступило в силу 15 июня 1996 года. Акционерами компании «Сахалинская энергия», оператора проекта, являются три иностранных компании: дочернее предприятие корпорации Royal Dutch Shell (Великобритания-Голландия) «Шелл Сахалин Холдинге Б.В.» (доля участия - 55%), учрежденное японской Mitsui предприятие «Мицуи Сахалин Холдинге Б.В.» (25%) и дочернее предприятие японской Mitsubishi «Даймонд Гэс Сахалин Б.В.» (20%). Общие извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений составляют 188 млн тонн нефти и газового конденсата и 642 млрд м3 газа.

Согласно подписанным соглашениям, в доход государства поступают (в денежной форме или в виде продукции) роялти за право пользования недрами. Роялти по проекту «Сахалин-1» составляют 8% от стоимости реализованного углеводородного сырья, по проекту «Сахалин-2» - 6%.

Соглашением по проекту «Сахалин-1» установлено, что консорциум уплачивает налог на прибыль по ставке 35%. Согласно СРП по проекту «Сахалин-2», компания «Сахалинская энергия» уплачивает налог на прибыль по ставке 32%. В то же время действующая ставка налога на прибыль по Налоговому кодексу составляет сейчас 24%.

Операторы проектов имеют право на полный возврат из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней после подачи ежемесячных налоговых деклараций. На любую сумму НДС, не возвращенную в течение пяти рабочих дней, начисляется пеня в размере LIBOR + 4%. Операторы проектов имеют право уменьшить причитающуюся Российской Федерации долю в «углеводородах для раздела» и роялти на объем, достаточный для погашения любой невозвращенной суммы по НДС, включая проценты.

Для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в качестве критерия распределения «углеводородов для раздела» используется внутренняя норма прибыли инвесторов проектов. Так, в случае нормы прибыли, полученной инвесторами в течение налогового периода, менее 17,5%, доля государства в «углеводородах для раздела» составляет 15%. В случае увеличения нормы прибыли, получаемой инвесторами, до 28%, доля государства в «углеводородах для раздела» составит 70%.

В рамках проекта «Сахалин-1» период геологического изучения лицензионных участков нефтегазовых месторождений завершен в 2001 году. Уполномоченным государственным органом 2 апреля 2003 года утверждена представленная ExxonNeftegas Ltd. «Программа работ и смета расходов по обустройству и добыче». Документом предусмотрена разработка нефтегазовых месторождений в четыре этапа - до 2055 года. Суммарные капитальные затраты по проекту планируются в объеме $12,8 млрд, эксплуатационные - $9,227 млрд.

В базовом варианте расчетов заложены средняя стоимость нефти в размере $17,2 за баррель и ставка налога на прибыль консорциума в размере 35%. Доход Российской Федерации за весь период действия СРП по проекту «Сахалин-1» составит $47,363 млрд.

В рамках проекта «Сахалин-2» Наблюдательным советом 14 июня 2001 года утвержден представленный компанией «Сахалинская энергия» «Комплексный план освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионного участков». Прямые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за весь срок действия проекта «Сахалин-2» (до 2045 года) должны составить, при средних мировых ценах на нефть в размере $18,25 за баррель, $44,729 млрд. Капитальные затраты по проекту составят $11,5 млрд, эксплуатационные - $15,2 млрд.

В рамках освоения Пильтун-Астохского месторождения с 1999 года оператором проекта «Сахалин-2» осуществляется сезонная добыча нефти на нефтедобывающем комплексе «Витязь». В период с 1999-го по сентябрь 2003 года добыто 6,1 млн тонн нефти, из них в период с 2001-го по 2003 год - 4,1 млн тонн.

 

Три источника доходов

Прямые доходы Российской Федерации от реализации СРП по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составили $432 млн, расходы Российской Федерации - $95 млн (см. «Основные финансово-экономические показатели сахалинских СРП»). Кроме того, в счет возмещения затрат инвесторов отгружено нефти на экспорт на общую сумму $960 млн. В результате пока затраты Российской Федерации превышают поступления на сумму $623 млн.

Вместе с тем, положительный экономический эффект для государства от реализации инвестиционного проекта иностранной компанией-инвестором формируется из трех основных источников. Во-первых, это фиксированные платежи инвесторов в виде бонусов, уплаты роялти, а также доля государства в углеводородах для раздела и налог на прибыль инвестора. Во-вторых, это налоговые поступления от привлеченных физических и юридических лиц к реализации проектов. Эти источники прямых доходов Российской Федерации генерируются доходами проектов.

Третьим источником формирования экономического эффекта для государства от нефтегазового проекта являются косвенные доходы, генерируемые расходами проекта. Расходы инвесторов, а для подрядчиков - доходы по обустройству нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородов в виде капитальных и эксплуатационных затрат через систему внутрироссийских взаимосвязей распространяются все дальше и дальше от центра их возникновения, порождая новые, хотя и ослабленные, эффекты. Совокупность всех этих эффектов является мультипликативным доходом.

Эффект экономического мультипликатора инвестиций в виде капитальных вложений для нефтегазовых проектов СРП был рассчитан в работе, выполненной международным коллективом авторов под руководством А.Арбатова. Расчетная величина мультипликатора капитальных вложений составила 1,9, что соответствует аналогичным показателям, рассчитанным для промышленно развитых стран (США - 2,1; Норвегия - 1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4).

Это означает, что каждый рубль инвестиций в нефтегазовые проекты, реализуемые в России на условиях СРП, увеличивает ВВП страны на 1 рубль посредством прямого эффекта и на 90 копеек за счет совокупности косвенных эффектов. Величина российского мультипликатора текущих (эксплуатационных) затрат по расчетным данным группы А.Арбатова составляет 2,82.