Сахалинский казачий округ 1991

Сахалинский казачий округ 1991

Год выпуска: 1991


Сахалинский казачий округ 1991 Сахалинский казачий округ 1991





Сахалинский казачий округ 1991

Фотографии значка предоставлены Сахалинским коллекционером Власовым В.М.

 

Возрождению казачества на Сахалине – наше внимание и поддержку

В конференц-зале управления Сахалинского отделения ДВЖД 9 августа Государственно-патриотический клуб «Сахалин-Курилы» совместно с представителями сахалинского казачества провели «круглый стол» на тему «О казачестве Сахалинской области: к проекту областного закона». 

 Как сообщает корреспондент ER.RU, в обсуждении приняли участие представители реестровых и общественных казачьих объединений, предпринимательского сообщества, некоммерческих и иных общественных организаций, органов областной и муниципальной власти, лидеры общественного мнения.

 Ведущий – сокоординатор ГПК «Сахалин-Курилы», первый заместитель Председателя РКРК СРО Партии «Единая Россия» Игорь Андреев:

 «Как сообщалось в СМИ, 27 апреля текущего года в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ) прошла всероссийская научно-практическая конференция «Современное казачество России: 20 лет возрождения и этнополитические перспективы», организатором которой выступил существующий в РГТЭУ Центр исследований Кавказа и Востока. На конференции были собраны представители научно-аналитического сообщества, представители казачьих организаций, политики, деятели культуры. Большинство участников являлись этническими казаками. 

 Отмечалось, что проблема глубокого и беспристрастного научного анализа состояния современного казачества как этносоциального явления – очень и очень актуальна. То, что казачье движение в России существует и развивается – факт неопровержимый. Но вот куда идёт развитие, в какие формы реально воплощается движение за возрождение казачества, - на все эти вопросы однозначных ответов пока нет. В 1990-е годы движение за возрождение казачества было массовым, но в настоящее время социальный потенциал значительно снизился. Как сообщалось, на сегодня в государственном реестре казачьих обществ в России более 740 тысяч казаков, объединившихся в 10 войсковых и 6 отдельных окружных казачьих обществ.

 Разделение казачьих организаций на провластный «реестр» и независимых «общественников» приводит к угасанию низовой социальной активности людей, к неверию в реальную роль казачьих организаций у простых людей – этнических казаков по происхождению.  Как идёт социальная жизнь в казачьей «глубинке», какие социальные, общественно-организационные и экономические процессы происходят в ней: об этом казаки-учёные и вели речь на конференции в РГТЭУ. Думается, что это напрямую касается и ситуации с казачьим движением в нашей Сахалинской области».

 

Атаман Сахалино-Курильского окружного казачьего общества Сергей Рябов:

 «Основные положения Концепции государственной политики Российской федерации в отношении российского казачества, утверждённой главой государства в 2008 году, позволили придать движению за возрождение российского казачества организованный конструктивный характер и создать реальные условия для возрождения государственной службы российского казачества. Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении российского казачества.

 В документе подчёркивается, что на федеральном и региональном уровне приняты нормативные правовые акты, создающие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы российского казачества.  В Концепции изложены принципы, цели и задачи государственной политики Российского государства в отношении российского казачества. В частности, среди целей названо создание условий для широкого привлечения российского казачества к реализации государственных и муниципальных программ и проектов. Государство будет содействовать казачеству в развитии АПК и обустройству сельских территорий в местах компактного проживания казачества. Большое внимание уделено и сохранению исторических, культурных и духовных традиций российского казачества. Также поощряется и привлечение молодёжи к занятиям спорта.

В настоящее время нами инициируется вопрос о принятии закона Сахалинской области «Оказачестве Сахалинской области», в одном из вариантов проекта которого отмечается, что закон определяет правовой статус казачества Сахалинской области, а также организационные и правовые основы привлечения казачества Сахалинской области к государственной службе в Сахалинской области. В первой главе «Общие положения», в частности, сказано, что казачество Сахалинской области – граждане РФ, являющиеся членами казачьих обществ Сахалинской области, потомки казачьего рода или поверстанные в казаков решением Большого Круга казачьих общин и признающих себя таковыми.

 Казачьи общества могут создаваться в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельных) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Законодательство о казачестве Сахалинской области образует Конституция России, ФЗ «О государственной службе российского казачества», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации».

 

Член СРП СРО Партии «Единая Россия», к.п.н., депутат Сахалинской областной Думы Сергей Предыбайлов:

 «Позвольте напомнить, что ещё 12 марта 2009 года Дмитрий Медведев, будучи Президентом России, перед началом первого заседания Совета по делам казачества (председатель – тогда заместитель  Руководителя Администрации Президента, а ныне полпред Президента РФ в ЦФО Александр Беглов), в своей резиденции в подмосковных Горках встретился с атаманами войсковых казачьих обществ.  В своём выступлении глава государства отмечал, что казаки всегда играли важную роль в становлении нашей государственности: служили государству верой и правдой, открывали Сибирь, Дальний Восток, закладывали новые города, развивали экономику нашей большой страны.

 Дмитрий Медведев тогда особо подчеркнул, что в наши дни традиции казачества возрождаются, а самих казачьих объединений становится существенно больше. И, наверное, определённую роль в этом играет и создание нормативно-правовой базы, посвящённой казачеству. Было сказано, что уже 15лет действует Положение о госреестре казачьих обществ. В 2005 году принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества».В 2008году принята концепция государственной политики в отношении российского казачества. «И практически только что, два месяца назад, - отмечал Президент, - в соответствии с моим Указом образован Совет при Президенте по делам казачества. Думаю, что нет смысла говорить о том, что государство заинтересовано в реализации потенциала казачества в нашей стране, в решении тех совместных задач, которые традиционно решались государством вместе с казачеством: естественно, в укреплении нашей страны в целом, в воспитании молодёжи, укреплении военно-патриотических традиций».

 

Начальник штаба Сахалино-Курильского окружного казачьего общества Алексей Иконников:

 «В порядке уточнения, хотел бы напомнить, что во второй главе  названного проекта областного закона «Самоуправление казачества Сахалинской области», в частности, сказано, что органы самоуправления Сахалинской области, созданные для решения вопросов внутренней жизни казачьей общины, не подменяют МСУ области; казачья община имеет право на возрождение традиционного хозяйственного уклада, культуры и духовных традиций казачества, традиционных для казачества форм землевладения и землепользования, на организацию и создание казачьих обществ из казаков общины, на осуществление допризывной подготовки казаков, военно-патриотического воспитания молодёжи. Высшим органом управления казачьей общины является Круг (общее собрание казаков), исполнительным органом казачьей общины является атаман и правление. 

 Положение об органе самоуправления казачества принимается на Круге, созываемом в соответствии с Уставом казачьей общины, и регистрируется в органах МСУ в порядке, предусмотренном для регистрации органов территориального общественного самоуправления в Сахалинской области. Нормы представительства казаков на Круге (общем собрании), порядок его созыва, работы определяются Уставом казачьей общины. 

В третьей главе «Привлечение казачества Сахалинской области», в частности, определены виды государственной службы в Сахалинской области, осуществляемой казачеством: привлечение к несению государственной службы в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области.

 Привлекаемые к выполнению обязанностей госслужбы оказывают: содействие госорганам области в организации и ведении воинского учёта членов казачьих обществ; организуют военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к воинской службе и вневойсковую подготовку казачьих обществ во время их пребывания в запасе; принимают участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; по гражданской и территориальной обороне; в природоохранных мероприятиях; принимают участие в охране объектов животного мира, охране лесов и объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, охране объектов культурного наследия. 

В четвёртой главе говорится о полномочиях органов государственной власти Сахалинской области по организации привлечения казачьих обществ к государственной службе в регионе. В частности, Правительство области: утверждает долгосрочные региональные целевые программы в области господдержки казачьих обществ, члены которых выполняют обязательства по несению госслужбы в регионе; участвует в разработке федеральных целевых программ в области господдержки обществ Сахалинской области; организует проведение научных исследований по проблемам возрождения казачества и привлечения казачьих обществ региона к госслужбе в Сахалинской области.

Финансирование госслужбы казачества региона осуществляется за счёт средств бюджета Сахалинской области в соответствии с законодательством о госслужбе российского казачества. Наконец, в пятой главе «Заключительные положения» определяет срок вступления в силу закона Сахалинской области «О казачестве Сахалинской области».

 

Председатель объединения предпринимателей-производственников Александр Кузнецов:  

 «Недавно в «Российской газете» сообщалось, что казачество юга России необходимо привлечь к возрождению аграрного сектора экономики и укреплению экономической безопасности государства. По мнению заместителя полпреда президента России в ЮФО Владимира Гурбы, экономическая безопасность – это та область, в которой казачество может сыграть свою роль с точки зрения организации производства. Нужно, как он считает, развернуть казачество от военизированной системы ещё и в экономику – они же не всегда воевали, они ещё и занимались сельским хозяйством. Видимо, следует говорить о выстроенной системе поддержки предпринимателей. Кстати, в той же газетной публикации сообщалось о важных преобразованиях в сфере казачьего образования: в ЮФО 15 казачьих кадетских корпусов получили статус общеобразовательных учреждений, а до этого юридически корпуса считались школами-интернатами. В нашей области, как в прочем и в других регионах Дальнего Востока, наблюдается тенденция ухода людей из сельских поселений, а потому было бы неплохо, если сахалинское казачество в серьёз займётся участием в возрождении островного агропрома».

 

Председатель Сахалинского регионального отделения ДОСААФ России Андрей Фугенфиров:

 «Как известно, принята и как будто бы реализуется стратегия развития российского казачества до 2020 года. Документ был представлен еще в ноябре прошлого года в Екатеринбурге на заседании президентского Совета по делам казачества. Ключевой пункт стратегии, как помнится, это приведение региональных нормативных актов, регламентирующих статус казачества, в соответствие с федеральным законодательством. В конце 2011 года, как отмечалось в приложении к концепции стратегии, доля субъектов Российской Федерации, на территории которых действует войсковое казачье общество и где правовые акты в отношении казаков приведены в соответствие с законодательством России, актами президента и правительства страны, составляет два процента.

 К 2020 году, согласно принятой стратегии, этот показатель должен составить сто процентов.  Поэтому подготовка и принятие областного законопроекта «О казачестве Сахалинской области» необходимы, при широком участии заинтересованной общественности и экспертного сообщества, и конечно, при самом активном участии самих казаков. Надо предусмотреть поправки и дополнения в предлагаемый законопроект с учётом приоритетов и социальных запросов нашего региона: военно-патриотическую составляющую, подготовку призывников, охрану общественного порядка, кадетские классы в общеобразовательных школах, станичные сельские поселения».  

 

Вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов:

 «Помнится в статье Валерия Выжутовича, опубликованной в «Российской газете» в декабре 2011 года, отмечалось, что после долгих споров был принят закон «О государственной службе российского казачества», однако, наряду с ним тут и там торжествует закон станичный, что это такое все хорошо знаю. Автор говорит, что казаки давно запустили на госслужбу в хуторском и станичном её понимании: они охраняют порядок, осуществляют правосудие, формируют идеологию. Словом делают то, что положено органам власти с их чиновничьим аппаратом. Этими полномочиями – по сути, государственными – они, сперва, сами себя наделили, а затем в официальном порядке им было разрешено служить в казачьих соединениях и воинских частях, пограничных и правоохранительных органах. Они получили право на ношение оружие, а вот попытки узаконить сословные привилегии, которыми якобы испокон пользовалось казачество, не удалось.  

 Казаки, как отмечают эксперты, стараются добиться и других, кроме общинного землепользования, привилегий, отнюдь не сословных. Кубанские казаки, например, сочинили законопроект, наделяющий казачьи общества правом заниматься предпринимательской деятельностью. Для этого предлагается приравнивать казачьи общества к некоммерческим организациям – те имеют такое право. Видимо, правы те, кто считает, что к претензии казачества на особое место в этносоциальной структуре российского общества, а соответственно на некие льготы и привилегии, власть относится осторожно, тягу к порядку с нагайкой за голенищем не поощряет». 

 

Начальник штаба Отдельного Сахалино-Курильского казачьего общества Евгений  Чернухин:

 «В ходе последних избирательных кампаний по выборам депутатов в Госдуму и главы государства наши коллеги, в частности уральские казаки, входящие в структуру НП «Уральское казачество», поднимали вопросы о месте и роли российского казачества в общественно-политической жизни страны, а также вопросы, носящие общероссийский национальный характер. Делались ссылки на нормативные правовые документы по казачеству, принятые уже после 1991 года, в частности, постановление Правительства России от 8 июня 1998 года об утверждении «Положения о порядке формирования земельного фонда для представления земель казачьим обществам, включённым в государственный реестр казачьих обществ РФ, и режиме их использования».

 Речь шла и о концепции государственной политики России в отношении российского казачества от 3 июля 2008 года, о постановлении Правительства России от 8 октября 2009 года «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами договоров с казачьими обществами». Однако, как отмечалось в СМИ, и сегодня отсутствует реальное возрождение российского казачества и не ощущается необходимое внимание государства, его федеральных и региональных органов к проблемам российского казачества.  Поэтому подготовка и внесение в Сахалинскую областную Думу проекта областного закона «О казачестве Сахалинской области» необходимы, более того надо, чтобы все, кто имеет отношение к казачеству на Сахалине и Курилах, могли бы внести свои предложения и дополнения в этот чрезвычайно важный для нас и всей нашей общественности правовой документ».     

 

Заместитель директора департамента общественной безопасности и контроля аппарата  Губернатора и Правительства Сахалинской области Виктор Казанцев:

 «В методических рекомендациях «Особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации», одобренных Советом при Президенте России от 25 июня 2009 года, в частности сказано, что понятие «казачье общество» как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации закреплено в законодательстве страны в связи с принятием ФЗ от 3 июня 2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в статью 2 ФЗ «О государственной службе российского казачества». Казачье общество имеет достаточно сложный правовой статус, особенности и признаки, которые отличают его от общественных объединений и некоммерческих организаций.

 Отличительным признаком казачьих обществ, как отмечено в методических рекомендациях, является то, что члены казачьих обществ берут на себя обязательства по несению государственной или иной службы, уставы казачьих обществ утверждаются главами муниципалитетов, высшим должностными лицами субъектов России и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ранее уставы войсковых казачьих обществ утверждались Президентом России),  казачьи общества включаются в отдельный государственный реестр.

 Организации казаков, созданные в иных организационно-правовых формах, в том числе в форме общественных объединений, в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях», не могут быть признаны казачьими обществами в соответствии с ФЗ «О государственной службе российского казачества» и ФЗ «О некоммерческих организациях», а их члены не вправе принимать на себя обязательства по несению государственной или иной службы в порядке предусмотренном для российского казачества». 

 

Депутат городского Собрания Южно-Сахалинска Владимир Чуйко:

 «В порядке уточнения хотел бы напомнить, что в законе «О государственной службероссийского казачества», в частности, сказано, что в договорах (соглашениях), заключаемых федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований с казачьими обществами определяются условия и порядок полномочий указанных органов, порядок финансирования, сроки действия договоров (соглашений), основания и порядок их досрочного расторжения, иные условия, связанные с исполнением положений договоров (соглашений). Договор (соглашение) подписывается, в частности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования или главой местной администрации либо уполномоченным ими должностным лицом и уполномоченным представителем казачьего общества».

 

Декан факультета, к.ф.н., доцент ЮСИЭПиИ Овсеп Огагесян:

 «Обратил также внимание на особенности создания и государственной регистрации казачьих обществ, о чём достаточно много здесь уже говорилось, что до принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории, в частности Сахалинской области, должны быть созданы окружные (отдельные) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путём объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путём объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

 

Думается, что для нашей сахалинской общественности было бы весьма интересно знать всю организационную структуру казачьих обществ, тем более когда речь заходит не только об участии реестровых казаков в несении государственной и иной службы, но и о предпринимательской деятельности, например, в части возрождения наших сельских поселений и в целом индивидуальных и коллективных фермерских хозяйств». 

 

Представитель сахалинского казачества Андрей Полуханов:

«В порядке участия наших казаков в добровольных народных дружинах на Сахалине и Курилах, о чём здесь уже говорилось, мог бы сослаться на Кубанское казачество, атаман которого Николай Долуда неоднократно поднимал на Совете по делам казачества при Президенте России вопрос о внесении изменения в российское законодательство и формировании муниципальной казачьей милиции с денежным содержанием и правом ношения оружия, чтобы она самостоятельно занималась охраной общественного порядка с учётом сокращения штатной численности территориальных органов МВД. При этом набор в казачью милицию осуществлять по тем же требованиям, что набирают сотрудников полиции. Вот тогда, как считает атаман Кубанского казачества, можно спрашивать с казаков за охрану общественного порядка в городах и районах».

 

Председатель Холмской общественной организации ветеранов Леонид Лалетин:

 «Известно, что сейчас на федеральном уровне обсуждается закон о добровольных народных дружинах, но что-то дело с его принятием в Госдуме идёт туго. Следует согласиться с позицией руководства территориальных органов внутренних дел о том, чтобы узаконить общественные формы охраны правопорядка. Вполне возможно дружинникам будет разрешено иметь при себе спецсредства – резиновую палку, наручники, травматическое оружие. Просто необходимо прописать в каких случаях они имеют право их применять, как это сделано в законе «О полиции». И, конечно, дружинники не должны ходить не сами по себе, а с сотрудниками правоохранительных органов».  

 

Итогом обстоятельного и порой «горячего» обсуждения стали предложения участников «круглого стола», в которых чётко просматривается необходимость подготовки и принятия закона «О казачестве Сахалинской области», привлечения казачьих обществ к охране общественного порядка, к участию в программах военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи, подключения казачьих обществ к возрождению наших сельских поселений – агропромышленного комплекса, вхождения представителей казачьих обществ в объединённые советы ветеранов на различных уровнях – от областного до районного и городского.