Сахалинский Комсомолец
Тральщик "Сахалинский комсомолец"
Что и говорить, тральщики в иерархии современных флотов занимают весьма скромное место. И служба на них для непосвященного человека кажется непрестижной. Зато среди моряков профессия "флотских саперов" всегда вызывала уважение. Еще бы, они-то знают, что тральщики - это единственные корабли ВМФ, которым в мирное время доводится выполнять не только учебные, но и боевые задачи, идти подчас на смертельный риск, не имея права на ошибку.
...Тральщик “Сахалинский комсомолец” находился в самом центре минного поля, когда его внезапно окружили четыре израильских катера. Они непрерывно пересекали курс советского корабля, имитируя столкновение и пытаясь оттеснить его на близлежащую коралловую отмель, но тральщик невозмутимо продолжал следовать боевым курсом. Ситуация обострилась до предела: на катерах расчехлили пулеметы, а один из них, резко сбавив ход, остановился прямо на пути следования тральщика. Расстояние между кораблями неуклонно сокращалось. Вот до борта израильского катера осталось десять метров, девять... Что же дальше - международный инцидент? Но тут нервы командира катера не выдержали, он резко дал полный ход и убрался восвояси. Очередной раунд "игры на нервах" выиграли советские моряки.
Этот эпизод был далеко не единственным в период, когда с июля по ноябрь 1974 года отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота оказывал помощь Арабской Республике Египет в уничтожении минных полей в Суэцком заливе. Советские тральщики успешно выполнили свою работу: на ходовой рубке "Сахалинского комсомольца" рядом с эмблемой отличного корабля появились три красные звезды - по числу уничтоженных им мин.
Опасность минной угрозы была полностью осознана руководством советского ВМФ еще в годы Великой Отечественной войны, и после ее окончания тральные силы продолжали развиваться достаточно быстрыми темпами. Советский противоминный флот уверенно выходил на первое место в мире, и в зарубежных военно-морских справочниках один за другим появлялись новые типы наших кораблей с весьма странными наименованиями...
Традиция называть корабли и самолеты неприятеля кличками, обычно женскими или мужскими именами, пришла в страны НАТО от американских морских летчиков, участвовавших в боях на Тихом океане. Действительно, система марок и названий японских самолетов была очень запутанной, и гораздо проще было выпалить в микрофон краткое "Бетти!" вместо "двухмоторный морской бомбардировщик типа "Ноль" фирмы "Мицубиси". После войны этот принцип был перенесен и на корабли "вероятного противника", поскольку чаще всего натовским специалистам были неизвестны ни номера проектов наших кораблей, ни их названия. На долю советских тральщиков достались, в частности, русские мужские и женские имена - во всяком случае, то, что казалось таковыми западным морским экспертам. Впрочем, первые две послевоенные серии советских тральщиков таких кличек получить еще не успели.
Корабли типа Т-43, постройка которых началась с конца 40-х годов, вобрали в себя лучшие черты как наших кораблей военного времени, так и немецких морских тральщиков, значительное число которых попало в Советский Союз в качестве трофеев. Удачная конструкция обеспечила им долгую жизнь не только в нашем флоте, но и в ВМС Алжира, Болгарии, Индонезии, Сирии, Китая и ряда других стран. Пришлось им побывать и в настоящих морских боях. Один из сирийских кораблей этого типа, "Хиттине", в 1973 году погиб в бою с израильскими катерами у города Дамиетта.
Морской тральщик "Сахалинский комсомолец", СССР, 50-е гг.
Водоизмещение полное 580 т, мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 58 м, ширина 8,4 м, среднее углубление 2,1 м.
Вооружение: четыре 37-мм автомата, восемь 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, до 16 мин. Обозначение НАТО: Т-43.
За кораблями типа Т-43 последовали морские тральщики типа Т-58, строившиеся в конце 50-х - середине 60-х годов. Они оказались самыми крупными из советских тральщиков (по зарубежным данным, их полное водоизмещение достигало 900 т) и отличались высокой скоростью хода и мощным вооружением (четыре 57-мм автомата и реактивные бомбометы). Однако слишком большая масса стального корпуса и значительная осадка снижали их возможности в связи с резко возросшей чувствительностью современных неконтактных взрывателей мин. По данным западных экспертов, в конце 70-х годов большая часть этих кораблей была переоборудована в суда воздушного наблюдения с установкой на них зенитных ракет.
На последующих сериях были приняты все меры по снижению физических полей: размеры кораблей уменьшились, а их корпуса начали делать из немагнитных материалов. Первыми морскими тральщиками с корпусами из алюминиевых сплавов, стали корабли, получившие натовскую кличку "Юрка". На их долю выпало немало работы в самых разных уголках земного шара...
Первый экзамен корабли этого типа сдали в 1972 году, когда правительство Республики Бангладеш обратилось за помощью к Советскому Союзу. Более двух лет - с апреля 1972-го по май 1974 года - отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота трудился по очистке порта Чнттагонг - главных морских ворот вновь образовавшейся республики - от мин и затонувших судов, оставшихся там после индо-пакистанской войны 1971 года. Экспедиция работала в очень сложных условиях: при высокой температуре, мутной воде и сильных течениях. Тем не менее фарватер длиной 30 миль и обширная акватория порта были успешно протралены. Действия наших кораблей получили высокую оценку в Бангладеш. В частности, министр коммуникаций этой страны отметил: "Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду - восстановили ворота жизни".
Следующим испытанием советских тральщиков стала работа в Суэцком заливе, когда с июля по ноябрь 1974 года группа советских кораблей прошла с тралами более 17000 миль, очистив 1250 км2 акватории. "Сахалинский комсомолец" и другие советские корабли показали не только хорошую боевую выучку, но и отменную живучесть. Один из тральщиков в результате взрыва донной мины у самого борта получил тяжелые повреждения; вода залила оба машинных отделения. Однако аварийные партии справились со столь тяжелыми последствиями, и корабль был спасен. Кстати, в этой операции участвовали и советские вертолеты противоминной обороны, базировавшиеся на крейсере "Ленинград".
Дальнейшим развитием советских морских тральщиков стала серия кораблей, получившая в НАТО неудобоваримое обозначение "Натя" (что оно должно обозначать, вряд ли знают сами западные специалисты). Они оказались способными не только тралить мины, но и противостоять угрозе с моря и воздуха, выполняя роль кораблей эскорта. Им пришлось сдавать экзамен в этой роли совсем недавно - в Персидском заливе.
Статья подготовлена по материалам иностранной печати. Технические данные советских кораблей заимствованы из английского справочника "Джейн'с файтинг шипс". ( не забывайте, это написано в 1990'ом году.
(comment from Dmitriy Andreev)