Маяк Марии 1961. Сахалин

Маяк Марии 1961. Сахалин

Год выпуска: 2021


Маяк Марии 1961. Сахалин Маяк Марии 1961. Сахалин Маяк Марии 1961. Сахалин Маяк Марии 1961. Сахалин





Маяк Марии 1961. Сахалин

 

Авторский значок из набора "Маяки Сахалина" (17 шт.) 

Автор Анастасия Уколова

 

МАЯК МАРИИ

Маяк Марии, ныне не имеющий постоянного обслуживающего персонала, установлен на террасе мыса Марии – северо-западной оконечности полуострова Шмидта на острове Сахалин, являющемся западным входным мысом Северного Сахалинского залива.

Штатный номер маяка Марии по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья  России»  -  2760. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – М 7679.

Маяк находится в Охинском районе Сахалинской области. От маяка до ближайшего посёлка,  порта и железнодорожной станции Москальво расстояние 80 км

Географические координаты маяка Марии: широта 540  18.561 N, долгота    1420   15.681 E.

Мыс Марии был открыт в 1805 году первой Русской кругосветной экспедицией 1803…1806 годов на шлюпе «Надежда», имевшем водоизмещение 450 тонн, под командой капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Мыс назван именем матери русского императора Александра 1 вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Впервые башня маяка на мысе Марии была построена в 1932…1933 годах     7-ым Отдельным Военно – строительным участком Инженерного отдела Тихоокеанского флота под руководством Железнякова и К.Ю.Ростовского и была принята в эксплуатацию 28 сентября 1933 года. Это была 4-гранная деревянная, из брёвен  решетчатая, не обшитая досками и неокрашенная пирамидальная башня высотой 11,70 м. Она имела две промежуточные площадки, на одной из которых на высоте 5,67м была устроена деревянная будка для баллонов с ацетиленом. Фундамент башни – бетонные башмаки. Маяк был установлен на высоте 31,7 метра от уровня моря на расстоянии 75 метров от береговой черты.

На верхней площадке башни размером 2,70 х 2,70 м был установлен светооптический аппарат  Ф-300 шведской фирмы «Дален» с ацетиленовой горелкой открытого пламени с расходом ацетилена 10,5 литра в час. Маяку был присвоен 3 класс. Огонь маяка был белый проблесковый с периодом 6 сек: 2 сек проблеск и 4 сек темнота. Осевая сила света огня была 380 свечей. Огонь маяка был круговой с дальностью видимости 10,5 мили (19,5 км). Маяк Марии открыл действие в 1934 году.

При маяке в 1933…1935 годах были построены указанной выше организацией под руководством С.В.Суздалева  и К.Ю.Ростовского рубленный жилой дом – общежитие – казарма общей площадью 127 квм, сигнальная мачта с будкой, навес с колоколом, баня, хозяйственный сарай, летняя кухня, колодец, уборная и курятники. В зданиях маяка было керосиновое освещение.

Колокол был установлен вблизи от маяка на расстоянии 52 м от береговой черты. Во время тумана колоколом производился 3 2-ударных звона в минуту. Колокол имел вес 47 пудов 17 фунтов (776,9кг), был отлит в Ярославле в 1887 году на заводе торгового дома почётного гражданина П.Н.Оловянникова и сыновей.

Первым начальником маяка был Александр Александрович Иванов, проработавший до 1952 года.

В связи с аварийным состоянием деревянной башни маяка в июне 1960 года было начато строительство экспедиционным способом новой башни маяка по типовому проекту шифр ТР-7/2 высотой 15 метров с типовым фонарным сооружением шифр ТР-56/1. Башня сложена из бутового камня на цементном растворе, имеет 8-гранную пирамидальную форму и установлена на 4-гранный пирамидальный цоколь. Снаружи башня окрашена в белый цвет. 19 августа 1961 года башня была принята в эксплуатацию. Стоимость строительства башни была 48 900 рублей. Высота башни с фонарным сооружением 18,7 м. Фонарное сооружение было изготовлено на Кронштадтском морском заводе (КМОЛЗ) за № 1. Строительство осуществлялось подразделением в/ч 72010 под руководством инженер-майора А.И.Шершенёва и прораба Ю.К.Сержантова. Ими также были построены новая стальная рама для подвески колокола с навесом, подъёмник, баня и конюшня, а также капитально отремонтирован жилой дом и в нём размещены три 1-комнатных и одна 2-комнатная квартира, а также помещения для бензоэлектрического агрегата и аккумуляторов.

Новый маяк Марии установлен на высоте 28,9 метра над уровнем моря, в расстоянии 25 метров от обрыва и 58 метров - от береговой черты. Маячный городок фактически занимает площадь 1,3 га.

О начале действия нового маяка  Марии было сообщено 20 июня 1962 года в Извещении мореплавателям № 306. В тот же день Извещением мореплавателям № 309 старый маяк был упразднён и его башня разобрана.

Маяк получил электрическое питание от ветроэлектростанции ВЭ-5 Херсонского завода, имевшей мощность 1,6 квт переменного тока при напряжении 120 в. Так же был установлен бензоэлектрический генератор мощностью 3 квт при напряжении 120 в постоянного тока (двигатель марки Л-6/2 и генератор марки ПН-28,5). Указанные генераторы заряжали две аккумуляторные батареи марки 6СТ128 ёмкостью по 128 ампер-часов.

В качестве светооптического аппарата была установлена цилиндрическая линза Л-500 на подъёмно – фокусирующем устройстве  производства одного из заводов Министерства судостроительной промышленности СССР. В линзе была установлена электролампа марки ММ-16 мощностью 250 вт при напряжении 32 в с силой света 390 свечей. Эффективная сила света маяка составляла 9 600 свечей, что обеспечивало дальность его видимости 17 миль (31,5 км). Характер огня был сохранён.

В качестве дублёра был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-500 с одной 30-литровой горелкой. Характер огня был тот же, что и у основного, но дальность только 10 миль (18,5 км).

Маяк действует в период навигации с 15 июня по 1 декабря.

Бытовые условия для персонала на маяке были тяжёлые. Маяк не имел транспортных связей с населёнными пунктами, за исключением нескольких заходов в период навигации гидрографических судов для снабжения маяка продовольствием, маячно-техническим имуществом и топливом. Здания маяка имели печное отопление. Водоснабжение производилось вёдрами из колодца. На маяке была только наружная уборная. Для перевозки грузов на маяке была одна лошадь.

В 1975 году вместо выработавшей свой ресурс ветроэлектростанции ВЭ-5 была установлена новая – АВЭС-1-5.

В 1992 году колокол в качестве туманного сигнала был упразднён и вывезен на хранение и в экспозицию Охинского краеведческого музея (г.Оха).

Из-за износа и аварийного состояния жилого дома и хозяйственных построек было принято решение о снятии с маяка обслуживающего персонала и переводе маяка Марии в автоматический режим работы. Для этого в 1998 году на маяк был доставлен и установлен силами района гидрографической службы радиоизотопный электрогенератор марки ИЭУ-1. С 2000 года маяк работает в автоматическом режиме.

С момента основания маяк Марии находится в ведении Гидрографической службы  Тихоокеанского флота  (СССР,  России) и обеспечивает плавание судов в районе северной оконечности острова Сахалин.

Ю.Шухин

01.03.2015

Источник: http://mayaki-sssr.spb.ru/mayaki-dalnii-vostok/

 

Набор из 17 значков