Маяк Елизаветы 1935. Сахалин

Маяк Елизаветы 1935. Сахалин

Год выпуска: 2021


Маяк Елизаветы 1935. Сахалин Маяк Елизаветы 1935. Сахалин Маяк Елизаветы 1935. Сахалин Маяк Елизаветы 1935. Сахалин





Маяк Елизаветы 1935. Сахалин

 

Авторский значок из набора "Маяки Сахалина" (17 шт.) 

Автор Анастасия Уколова

 

МАЯК ЕЛИЗАВЕТЫ

Маяк Елизаветы 2 класса установлен на безымянном мысе в 1 миле – 1,85 км к ESE от мыса Елизаветы – северной оконечности острова Сахалин и полуострова Шмидта. Маяк расположен в 75 м от береговой черты на высоте 63 м над уровнем моря.

Маяк получил своё название по названию мыса, рядом с  которым он установлен.

Географические координаты маяка Елизаветы:

широта 54°  25,1' N,   долгота 142°  43,4' E.

Штатный номер маяка Елизаветы по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» - № 2755. Международный номер этого маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № М 7902.

Маяк Елизаветы предназначен для обеспечения мореплавания у северной оконечности острова Сахалин.

Ближайшие маяки с постоянным персоналом: маяк Марии в 17 милях к WSW  - 31,5 км и маяк Пильтун в 97 милях к югу – 179 км.

 Мыс Елизаветы был назван 21 (9) августа 1805 года в честь жены императора Александра I великой княгини Елизаветы Алексеевны (урождённой Луизы Марии Августы Баденской – Louise Marie Auguste von Baden, 1779 – 1826) руководителем первой русской кругосветной экпедиции, длившейся с 7 августа (26 июля) 1803 года по 19 (7) 1806 года, командиром шлюпа «Надежда» (водоизмещение 450 тонн), тогда ещё капитан-лейтенантом, Иваном Фёдоровичем Крузенштерном (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн – Adam Johann von Krusenstern, 1770 – 1846).

Полуостров, крайней северной оконечностью которого является мыс Елизаветы, назван в честь академика Фёдора Богдановича Шмидта (урождённый Фридрих Карл Шмидт, 1832 – 1908) – геолога, ботаника и палеонтолога, который в 1859 – 1862 годах по приглашению Русского географического общества был руководителем физического отдела Амурско – Сахалинской экспедиции. За свою работу он был награждён золотой медалью  Русского географического общества. Название «полуостров Шмидта» закрепил геолог Н.Тихонович в 1908 году.

Мыс Елизаветы – гористый, скалистый и обрывистый. Растительность скудная. К юго-западу от мыса в расстоянии 3 км возвышается гора Бакланья высотой 539 м. Мыс окаймлён пляжем, пригодным для подхода шлюпок с грузами для маяка. Глубина 100 м близко подходит к берегу, а 50 м – совсем близко. У береговой черты находятся группы кекуров и камней. У мыса Елизаветы происходит слияние буро – зелёных вод реки Амур и голубовато – зелёных морских вод. Мыс Елизаветы является также восточным входным мысом залива Северный.

Маяк Елизаветы расположен на территории Охинского района Сахалинской губернии. Ближайшими населёнными пунктами были посёлки Ныврово в 18 км и Колендо в 69 км от маяка по прямой при полном отсутствии дорог и гористой местности. Оба посёлка полностью расселены, жителей там нет, так как запасы нефти в местных  недрах иссякли и добыча её прекращена. Теперь ближайшим населённым пунктом является город и порт Москальво в 135 км от маяка.

Необходимость строительства маяка в районе мыса Елизаветы была вызвана ростом интенсивности мореплавания в этом районе  в связи с потребностью в значительном увеличении добычи нефти на Охинском месторождении, ликвидацией японской нефтяной концессии  и созданием в 1927 году треста «Сахалиннефть».

В 1932 году для УбекоДальВост (Управление обеспечения безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке) подразделение только что созданного Управления начальника инженеров Морских Сил Дальнего Востока (УНИ МС ДВ), впоследствии переформированное в 7-ой Отдельный военно-строительный участок Отдела инженерных войск Тихоокеанского флота, под руководством С.В.Суздалева приступило к строительству маяка Елизаветы, которое продолжалось до 1935 года включительно. Работами руководили К.Ю.Ростовцев, Романов, Клименков, Смирнов и Железняков. В 1933 году общая потребность в рабочей силе для маячного строительства на Дальнем Востоке оценивалась в 100 человек зимой и до 500 человек летом. О становлении военно-морского строительства на Дальнем Востоке, в том числе и маячного,  пишет капитан 1 ранга Юрий Михайлович Зайцев в своей монографии «Инженерно-строительные органы Тихоокеанского флота. 1932 – 1945 годы», Владивосток, 2007 г.

Уже в 1932 году в основном было построено из бутового камня здание сирены, проект которого был использован при строительстве других маяков. На нём было установлено маячное оборудование и маяк открыл действие. Здание было принято в эксплуатацию только 19 февраля 1935 год, а сирена была установлена ещё позднее и открыла действие 28 сентября 1939 года.           

Здание сирены, являющееся маяком, существует и сейчас.  Оно имеет на стене, обращённой к морю, ризалит – выступ на всю высоту стены, служивший для размещения в нём звукового аппарата и рупора. Этот ризалит был надстроен   в виде 4-гранной призматической башенки  на высоту 2,80 м – с 6,10 м  до 8,90 м от спланированной поверхности земли. Размер здания в плане 16,85 х 8,60 м, общая площадь 120 кв.м, высота помещений 3,60 м и толщина бутовых стен  80 см. Башенка имеет размер в плане 4,10 х 4,00 м при толщине стен 70 см. Башенка перекрыта бетонной плитой по стальным балкам. На площадке были установлены фонарное сооружение и в нем – светооптический аппарат, изготовленные шведской фирмой AGA.

Цилиндрическое фонарное сооружение диаметром 2300 мм и высотой 3600 мм имеет штормовое остекление высотой 1350 мм. Облические стойки штормового остекления наклонены к горизонтали под углом 56° и выгнуты по цилиндрической поверхности. Установлены штормовые стёкла двух типоразмеров: 24 ромбообразных стекла с размером диагоналей 600 мм и 870 (h) мм и 24 треугольных стекла с размерами основания 600 мм и высотой 450 мм. Толщина стёкол 5 мм. Стекла также выгнуты по цилиндрической поверхности.

Светооптический аппарат марки WV-40 шведской фирмы AGA  имел диаметр оптической системы 1328 мм. Источником света были установленные в аппарате   четыре 25-литровые ацетиленовые горелки, из которых обычно работала только одна, а остальные были в резерве. Проблесковый аппарат и регулятор давления также были изготовлены фирмой  AGA.

Огонь маяка был белый групповой проблесковый: свет 0,4 сек + темн. 3,5 сек + свет 0,4 сек + темн. 10,7 сек – период 15 сек, 8 проблесков в минуту. Дальность видимости огня маяка была 15 миль – 28 км. Маяк светит в секторе от 291° до 158° – всего 227°. Остальная часть горизонта закрывается горами. Маяк работал только во время навигации с конца мая до конца декабря в зависимости от ледовой обстановки.

Одновременно при маяке был установлен колокол для подачи звуковых сигналов во время тумана. Колокол был подвешен на деревянной раме высотой 2,80 м и длиной 2,80 м с навесом, покрытым гофрированным железом. Колокол имел вес 24 пуда 25 фунтов – 394 кг. Его нижний диаметр был 95 см, верхний – 50 см, высота 95 см. По низу колокола была надпись «Сей колокол сооружён усердием крестьян деревни Алтыновки Приморской области при священнике Андрее Зимине в 1906 году». Выше была надпись «Лит в заводе торгового дома Петра Гилева сыновей в Тюмени 1906 год, вес 24 пуда 25 фунтов». На самом верху надпись «Радость великую благовествуй земле». Колокол производил двухударный звон («бил склянки») один раз в минуту. Колокол при маяке служил мореплавателям до 1997 года – в течении 65 лет, пока командующий флотом не отдал его для строившейся церкви в г.Елизово на Камчатке.

В 1932 году была построена рубленная из брёвен баня. Она имела размер в плане 5,28 х 4,10 м, общую площадь 20 кв.м и высоту помещений 2,25 м. Баня была установлена на деревянных стульях, перекрытие и крыша также были деревянные, кровля железная, полы дощатые.

Маяк до войны, как и сейчас, зимой не работал. Строительство также велось только сезонно.

3 августа 1934 года был принят в эксплуатацию бетонный склад ГСМ в бочках, который эксплуатируется до сих пор. Он имеет размер  в плане     5,00 х 5,00 м, общую площадь 16 кв.м, высоту помещения 2,80 м и толщину стен 50 см.

Кроме того, начал создаваться маячный городок, в котором в 1935 году были построены   и приняты в эксплуатацию: каменное здание метеостанции, деревянные жилой дом, склад и уборная, а также подъёмник в виде лотка с ручной лебёдкой для доставки привезённых шлюпками грузов с пляжа  на территорию маяка с подъёмом на высоту 63 м. Маячный городок был устроен в 400 метрах к западу от маяка на берегу ручья, рядом с которым был устроен колодец.

Здание метеостанции, действовавшей при маяке в составе Гидрографической службы флота до 1951 года, было сложено из бутового камня, имело размер в плане 10,60 х 7,50 м, общую площадь в 60 кв.м, стены толщиной 50 см. Перекрытие и крыша деревянные, кровля железная, полы дощатые. Отопление было печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная во дворе.  Здание не сохранилось. Вероятно, оно было разобрано при реконструкции маяка в 1957 году.

Рубленный из брёвен жилой дом находится в эксплуатации до сих пор, уже в течении 83 лет. Он имеет размер в плане 17,70 х 8,90 м, общую площадь 141 кв.м, высоту помещений 3,50 м. В доме было 7 жилых комнат и одна кухня. Дом имел печное  отопление, керосиновое освещение, воду из колодца и уборную во дворе.

 В конце 1936 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и открытии действия радиомаяка при маяке Елизаветы. Радиомаяк был установлен в здании сирены. Он имел опознавательный сигнал «Ц» по азбуке Морзе, работал на частоте 302 кгц, на волне 988 м в автоматическом режиме.

Только 28 сентября 1939 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и открытии действия пневматической сирены при маяке Елизаветы. Монтаж сирены был произведён с 1 августа по 20 сентября 1939 года. Звуковой сигнал продолжительностью 7 сек подавался с интервалом в 60 сек. Тон сигнала был низкий, направление излучения сигнала – на север, угол излучения сигнала 120°. Рупор сирены возвышался на 72 м над уровнем моря. Сирена была собрана из механизмов выпуска разных заводов.

Два нефтяных двигателя были изготовлены на заводе «Красный прогресс им.Кирова» в г.Большой Токмак Запорожской области, Украина. Они имели мощность по 22 л.с. при 500 оборотах в минуту.

Два компрессора марки С-8 были изготовлены на заводе «КИСИ» Наркомтяжпрома в Краснодаре. Они имели производительность по 2,5 куб.м в минуту при давлении 4 атм. Передача была ременная.

Звуковой роторный аппарат типа «УбекоСевер» при работе имел расход воздуха 0,34 куб.м в секунду.

В комплект сирены входили два воздушных резервуара ёмкостью         5 куб.м и 0,55 куб.м, три водяных резервуара по 3 куб.м каждый и  три топливных резервуара по 0,15 куб. м, а также трубопроводы и приводные ремни.

В 1956 – 1958 годах войсковой частью 72010 (УНР-765) Дальвоенморстроя – организацией, созданной по постановлению Совета Министров СССР для строительства экспедиционным способом маячных объектов в отдалённых районах, под руководством инженер-подполковника П.Г.Тростина и капитана технической службы Попова была выполнена реконструкция маяка Елизаветы. Была демонтирована сирена и это здание было переоборудовано в маячно-техническое (МТЗ), которое вместе с башенкой были побелены. Ранее они были серыми. Был построен     2-квартирный жилой дом и баня. Маяк был электрифицирован. Был перестроен подъёмник.

В бывшем здании сирены были установлены два дизель-электрических генератора марки ДГ-12 мощностью по 12 квт. Для электропитания радиомаяка были установлены две аккумуляторные батареи. В светооптическом маячном аппарате ацетиленовые горелки были заменены на электролампу и была изменена характеристика маяка: свет 0,5 сек + темн. 4 сек + свет 0,5 сек + темн. 13 сек – период 18 сек и увеличена дальность видимости белого маячного огня до 22 миль – 41 км. Эта дальность сохраняется до сих пор. Об этих изменениях было объявлено в Извещении мореплавателям 7 июля и 29 августа 1958 года. Время работы маяка было установлено с 1 июня по 1 января.

7 июля 1958 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке при маяке Елизаветы вместо сирены наутофона – мощного электрического устройства туманной звуковой сигнализации. При этом колокол был сохранён в качестве резерва на случай неисправности наутофона.

Наутофон марки 3Р/5-52 был изготовлен на заводе «Газелан» в Берлине (ГДР). В его состав входили два преобразователя тока с 50 гц 220 в на 250 гц 400 в мощностью по 5,7 квт и три звуковых излучателя марки Р5 потребляемой мощностью 1,26 квт каждый со звуковой частотой сигнала  500 гц. Горизонтальный угол излучения оставался прежним - 120° в направлении на север. От МТЗ к излучателям был проложен кабель марки ААБ 3х10 длиной 120 м. Для установки излучателей была использована стальная решетчатая 4-гранная призматическая конструкция навигационного знака проекта шифр 550Р высотой 6 м, построенная на высоте 41,8 м в расстоянии 30 м от береговой черты и 42 м к северо-западу от маяка. Для подхода от МТЗ к опоре излучателей наутофона, установленной на 21 м ниже МТЗ, был построен деревянный трап длиной 40 м.  Характеристика сигнала была: звук       2 сек + тихо 4 сек + звук 8 сек + тихо 16 сек – период 30 сек. Интенсивность работы наутофона была в 1958 году – 548 часов, в 1959 году – 545 часов, в 1960 году – 374 часа, в 1961 году – 458 часов, в 1962 году – 401 час. Наутофон работал до 1983 года – в течении 25 лет, когда был выведен из действия из-за полного износа. 6 августа 1985 года было объявлено его упразднении.

В МТЗ был также установлен новый морской круговой радиомаяк марки КРМ-250, который открыл действие 1 марта 1958 года. Он получил опознавательный сигнал «ЕЗ» по азбуке Морзе и действовал, как и маяк, с                     1 июня по 1 января. Для подвески его Т-образной антенны были установлены две стальные радиомачты высотой по 30 м с расстоянием между мачтами 55 м.

20 октября 1957 года в эксплуатацию была принята баня, имеющая размер в плане 5,50 х 5,40 м, общую площадь 19 кв.м, высоту помещений 2,65 м, кирпичные стены толщиной 51 см.

21 октября 1957 года был принят в эксплуатацию 2-квартирный жилой дом, размером в плане18,40 х 10,00 м, общей площадью  138 кв.м, с высотой помещений 2,85 м и толщиной кирпичных стен 51 см. В доме 5 жилых комнат и 2 кухни. Одна комната используется как радиорубка. Фундамент дома ленточный бутовый, стены кирпичные, крыша деревянная, кровля железная, полы дощатые. В доме печное отопление, электрическое освещение, вода из колодца, уборная во дворе. К дому от МТЗ был проложен электрокабель длиной 500 м.

Был реконструирован подъёмник. Ручную лебёдку заменили электрической марки Т-109 грузоподъёмностью 1тонна. От МТЗ к ней был проложен электрокабель.

Был построен собачник для содержания 10 ездовых собак, использовавшихся в собачьей упряжке.

5 мая 1980 года была произведена замена радиомаяка, отработавшего 22 года на радиомаяк марки КРМ-100, который в 1988 году был заменён на радиомаяк марки КРМ-300, работающий до сих пор в течении уже 28 лет.

1 июня 1980 года классная светооптическая система, работавшая на маяке с 1932 года в течении 48 лет была заменена на отечественную марки ЭМВ-930 с электролампой марки ММ 110-1000 мощностью 1 квт. Все показатели работы маячного огня не изменились. Этот аппарат работает до сих пор уже 36 лет.

Маяк Елизаветы имеет исключительно тяжёлые условия труда и быта персонала.

Начальниками маяка были: 1932 год – А.Каменский, 1959 год – Каменский, 1961 год – В.М.Шерстобитов, 1980 год – Молчанов.

Маяк Елизаветы находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Ю.Шухин 

26 декабря 2016 года

Источник: http://mayaki-sssr.spb.ru/mayaki-dalnii-vostok/454/?ysclid=lmklwege4k652408236

 

Набор из 17 значков