Открытие островов Шикотан и Хабомаи 1738-1739. Бригантина "Архангел Михаил" и капитан I ранга Мартын Шпанберг / Памятный знак. о.Шикотан

Открытие островов Шикотан и Хабомаи 1738-1739. Бригантина "Архангел Михаил" и капитан I ранга Мартын Шпанберг / Памятный знак. о.Шикотан

Год выпуска: 2017


Открытие островов Шикотан и Хабомаи 1738-1739. Бригантина "Архангел Михаил" и капитан I ранга Мартын Шпанберг / Памятный знак. о.Шикотан Открытие островов Шикотан и Хабомаи 1738-1739. Бригантина "Архангел Михаил" и капитан I ранга Мартын Шпанберг / Памятный знак. о.Шикотан Открытие островов Шикотан и Хабомаи 1738-1739. Бригантина "Архангел Михаил" и капитан I ранга Мартын Шпанберг / Памятный знак. о.Шикотан Открытие островов Шикотан и Хабомаи 1738-1739. Бригантина "Архангел Михаил" и капитан I ранга Мартын Шпанберг / Памятный знак. о.Шикотан





Открытие островов Шикотан и Хабомаи 1738-1739. Бригантина "Архангел Михаил" и капитан I ранга Мартын Шпанберг / Памятный знак. о.Шикотан

Удостоверение к знаку

Мартын Петрович Шпанберг (31 декабря 1696, Дания — 26сентября 1761, Кронштадт) — российский мореплаватель. Попроисхождению датчанин.

В 1725—1730 и 1733—1741 годах — участник первой и второй Камчатских экспедиций соответственно. В 1738—1739 годах совершил плавание к берегам Японии и Курильских островов.

Принят на русскую службу в 1720г в чине лейтенанта. В мае 1724 года Шпанберг был назначен командиром пакетбота «Яков» предназначавшегося для перевозки грузов, пассажиров и почты в Любек. С 1725 года принимал деятельное участие в двух Камчатских экспедициях под начальством Витуса Беринга. По списку морских чинов известно, что в 1727 году Мартын Шпанберг произведен в капитан-лейтенанты, в 1730 — в капитаны 3-го ранга а в 1733 году написан в капитаны полковничьего рангу.

Первая Камчатская экспедиция

Во время первой экспедиции исследователи достигли 65°30’ северной широты. Шпанбергу при этом пришлось дополнительно заниматься постройкой судов на Лене для перевозки груза и расследование водного пути от Большерецкого острога до Нижнекамчатска. При возвращении из первой экспедиции Витус Беринг представил императрице Анне Иоанновне записку, в которой предлагал исследовать пути к Америке и Японии, для торговли с этими странами, и северный берег России между Обью и Леной.

Вторая Камчатская экспедиция

Фото: Суда построенные на охотских верфях Второй Камчатской экспедиции. Рисунок М. П. Шпанберга

Адмиралтейств-коллегия снарядила новую экспедицию, и Шпанберг был поставлен во главе самостоятельного отряда, посланного для осмотра берегов Японии и описи Курильских островов и реки Амур. В 1737 году присутствовал при строительстве в Охотске бригантины «Архангел Михаил» и дубель-шлюпки «Надежда», которые строили корабельный мастер ластовых судов М. Ругачёв и мастер шлюпочного и ботового дела А. И. Кузьмин. Летом 1738 года Шпанберг плавал вдоль западных берегов Курильской гряды, насчитал 31 неизвестный ещё остров, дал им названия и нанёс на карту.

В частности, он открыл и нанёс на карту острова Итуруп (назвал его Цитронный), Шикотан (под именем Фигурный) и Зелёный. В следующем году он повторил путешествие, придерживаясь на этот раз восточной стороны островов. Дойдя до 39° с. ш., Шпанберг увидел берег Японии, и, следуя далее к югу, 22 мая бросил якорь. Здесь он вступил в общение с местным населением и обменивался с ними товарами. Далее экспедиция направились на северо-восток. Дорогой Шпанберг видел много островов, но ввиду того, что люди его были больны, не приставал к берегу и 14 июля вернулся в Большерецк.

Прибыв в Охотск и застав там Беринга, Шпанберг изложил ему свой дальнейший план экспедиции: отправиться с большим отрядом к вновь открытым островам и привести их жителей в русское подданство. Беринг предложил капитану лично поехать в Петербург для представления своего проекта. Шпанберг поехал, но, в силу запрета адмиралтейств-коллегии, вынужден был остановиться в Якутске, так как над ним началось следствие в виду подозрения, что он вовсе не был в Японии, а плавал вдоль берегов Кореи. Расследование показало, однако, что путешествие не было фикцией, и что лишь сведения, собранные им, были недостаточно точны, поэтому 15 апреля 1740 года Шпанберг получил приказание возобновить экспедицию.

Летом следующего года он отправился своё третье путешествие к Курильским островам, отрядив предварительно дубель-шлюпку «Надежда» под командой мичмана Шельтинга с геодезистом Гвоздевым для описи западных берегов Охотского моря до устья Амура. Довести дело до конца на этот раз Шпанбергу не удалось. Он намеревался уже возобновить плавание, когда 23 сентября 1743 года по Высочайшему указу экспедицию велено было приостановить.

Возвращение в Санкт-Петербург, суд и последние годы жизни

В 1745 году Шпанберг самовольно возвратился из Сибири, за что был предан суду и приговорен к смертной казни, однако, в 1747 году, вместо исполнения приговора, высочайше повелено понизить чином и написать в поручики по флоту на 3 месяца. В 1753 году произведен в капитаны 1 ранга.

Умер в 1761 году в Кронштадте.

Источник: Википедия

 

 

Мартын Шпанберг

ВДОЛЬ КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ

После того, как был налажен «морской ход» между Охотском на западном побережье Охотского моря и Камчаткой, царь Петр I решил организовать экспедицию «для поиска близрасположенных от Камчатского полуострова земель». В 1719 году он приказал, чтобы геодезисты Иван Михайлович Евреинов и Федор Федорович Лужин, обучавшиеся в Морской академии в Петербурге, досрочно сдали экзамены за полный курс обучения и были отправлены во главе отряда из 20 служилых на Дальний Восток с поручением: «Ехать вам до Таболска и от Таболска взять провожатых, ехать до Камчатки и далее куды вам указано. И описать тамошние места, где сошлася ли Америка с Азией, что надлежит зело тщательно зделать не только сюйд и норд, но и ост и вест, и все на карту исправно поставить».

Позже историками высказывалось мнение, что геодезистам была дана, кроме того, устная секретная инструкция. Так, серьезно занимавшийся историей капитан 1-го ранга А. С. Сгибнев в 1869 году обоснованно, на наш взгляд, писал о том, что задание узнать, сошлась ли Америка с Азией, было дано лишь для того, чтобы замаскировать подлинную цель экспедиции — исследовать Курилы и собрать подробные сведения о пути в Японию. Некоторые полагают, что Петр послал геодезистов на Курилы проверить, нет ли там серебряной руды.

Ведь Козыревский в отчете о Курилах сообщал, что японцы «на 6-м острове берут руду».

Пересекая Сибирь по маршруту длиной около 6 тысяч километров, геодезисты выполнили измерение расстояний и определили астрономически координаты 33 пунктов.

В мае 1720 года они прибыли в Якутск и затем добрались до Охотска. Летом в Охотске к ним присоединился кормщик Кондратий Мошков. В сентябре они на «казенной лодии», которой управлял Мошков, отправились на Камчатку и через 10 дней пристали в устье реки Ичи. Оттуда перешли на юг к реке Колпаковой, где лодья перезимовала.

В мае 1721 года на том же судне они из устья реки Большой поплыли к Курилам. Идя вдоль гряды, достигли «6-го острова» (С. П. Крашенинников, который мог в 1738–1741 годах получить наиболее достоверные сведения, считал, что это был остров Симушир).

У этого острова во время шторма судно потеряло якорь и было унесено ко второму острову — Парамушир. Сойдя на берег, путешественники запаслись водой и провизией, а на место якоря привязали орудие и наковальню, но при их подъеме канат лопнул. Тем не менее в конце июня судно благополучно возвратилось в Большерецк. Здесь были изготовлены два деревянных якоря, которые оковали сковородами, после чего судно направилось в Охотск.

Таким образом, русские моряки впервые достигли центральной группы Курильских островов, до Симушира включительно. Ееодезисты нанесли на карту 14 островов. Из Якутска Евреинов, не сообщая никому о цели и результатах плавания, поспешил на запад. В мае 1722 года, застав императора в Казани, он представил ему отчет и карту Сибири, Камчатки и осмотренных Курильских островов. Это была первая русская карта Сибири, базирующаяся на точных (для того времени) определениях широты опорных точек с помощью астрономических наблюдений.

Пройти морем вдоль всей Курильской гряды до берегов Японии удалось русским морякам в ходе 2-й Камчатской экспедиции Беринга (1733–1743 годы), один из отрядов которой и должен был описать Курильские острова и путь в Японию от принадлежавших России дальневосточных берегов. О приоритетности именно этой задачи говорит то обстоятельство, что исследования в данном направлении начались за два года до начала плавания основного отряда экспедиции Беринга к берегам Северной Америки, то есть еще в 1738 году.

Начальником отряда был назначен капитан полковничьего ранга Мартын Петрович Шпанберг, родом датчанин. С 1720 года он начал службу в российском флоте в чине лейтенанта.

Мартын Шпанберг, еще будучи капитан-лейтенантом, в 1727 году командовал шитиком «Фортуна», перебрасывая людей и грузы 1-й Камчатской экспедиции Беринга из Охотска в Большерецк, что на западном берегу Камчатки. В 1728 году он был участником исторического плавания на боте «Святой Гавриил» под командой Беринга в Чукотском море. Шпанберг являлся членом 2-й Камчатской экспедиции Беринга. В труднейших условиях он руководил речными и сухопутными караванами, переправляя через необъятную Сибирь в Охотск людей, припасы, материалы, и участвовал в строительстве на Дальнем Востоке судов.

В Охотске специально для отряда Шпанберга были построены бригантина «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда», а также отремонтирован бот «Святой Гавриил». Это были небольшие парусно-гребные суда длиной 18,3—21,3 метра, шириной 5,2–6,1 метра и с осадкой 1,52—2,3 метра; бригантина — двухмачтовое судно, дубель-шлюпка — одномачтовое. Командиром «Надежды» назначили лейтенанта Вилима Вальтона, ботом «Святой Гавриил» командовал лейтенант Алексей Шельтинг, а бригантиной — сам Шпанберг.

Вилим Вальтон, выходец из Англии, был принят штурманом на российскую службу в 1723 году, а затем определен лейтенантом в состав 2-й Камчатской экспедиции. Алексей Шельтинг, родом из Голландии, был в 1730 году принят в российский флот мичманом, а в 1733 году по личной просьбе зачислен в Камчатскую экспедицию.

18 июня 1738 года три судна под общим командованием Шпанберга вышли из Охотска и взяли курс на Камчатку. На бригантине «Архангел Михаил» в плавание ушли 63 моряка, на остальных двух судах — по 44 морехода. В открытом море им встретились льды, которые пришлось обходить в течение нескольких дней. Затем начался шторм, во время которого суда потеряли друг друга из вида и далее в Большерецк следовали порознь.

Источник: https://www.ereading.club/chapter.php/1028993/41/Ciporuha__Pervoprohodcy._Russkie_imena_na_karte_Evrazii.html