БАМ. Восточный участок. Июнь1979. Ургал-Комсомольск на Амуре

БАМ. Восточный участок. Июнь1979. Ургал-Комсомольск на Амуре

Год выпуска: 1979


БАМ. Восточный участок. Июнь1979. Ургал-Комсомольск на Амуре БАМ. Восточный участок. Июнь1979. Ургал-Комсомольск на Амуре БАМ. Восточный участок. Июнь1979. Ургал-Комсомольск на Амуре





БАМ. Восточный участок. Июнь1979. Ургал-Комсомольск на Амуре

Стройкой ХХ века названо строительство в период с 1974 по 1989 гг. Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) протяженностью 3105 км, которая соединила построенные ранее железнодорожные линии Тайшет – Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.

Линия Ургал – Комсомольск-на-Амуре

Фрагмент карты восточного участка БАМ Дальневосточной железной дороги

Основное направление трассы железнодорожной линии Ургал – Комсомольск-на-Амуре, включающей в себя линии Ургал – Березовка и Березовка – Комсомольск-на-Амуре, было определено проектно-изыскательс­ки­ми работами, произведенными в период 1938–1941 гг. Она строилась в два этапа.

Первый этап строительства осуществлялся в период с 1946 по 1954 гг. В строительстве дороги принимали участие не только инженеры-строи­те­ли и изыскатели, но и тысячи заключенных БАМЛАГ, в частности специально организованных подразделений «Строительства № 500»: Амгуньского на участке Комсомольск-на-Амуре – Тоннель и Ургальского на участке Известковая – Ургал – Тоннель .

Строителям пришлось преодолевать сложные инженерно-геологи­чес­кие и мерзлотные условия строительства на данном участке. Они осваивали технологии строительства искусственных сооружений и других инженерных объектов на многолетней мерзлоте, имеющей как сплошное, так и островное распространение, а также на участках с развитием термокарстов, подземных льдов, наледей, осыпей. Температура верхних горизонтов многолетней толщи до глубины 10 м составляла от 0 до минус 1 оС, а мощность вечной мерзлоты – от 30 до 40 м [4]. Для таких условий требовались специальные проектно-построечные технологии, не получившие еще широкого распространения. Особый характер имели подземные льды, которые залегали на глубине от 2 до 3,5 м с мощностью льда 1,5 м. Все реки, встречавшиеся на пути строителей, характеризовались развитием малых и средних русловых наледей мощностью до 0,9 м (р. Ургальту и др.).

Железнодорожную линию Ургал – Комсомольск-на-Амуре строили в двух направлениях: от Комсомольска-на-Амуре и Ургала .

В 1954 г. было завершено строительство участка от Комсомольска-на-Амуре до ст. Березовка (бывшей Дуки) протяженностью 203 км и открыто рабочее движение поездов. Но построенный участок дороги был законсервирован и передан Минлеспрому под лесовозную дорогу.

Одновременно шло строительство дороги от Ургала в сторону Комсомольска-на-Амуре (рис. 1.40). На первых 73 км были построены все инженерные сооружения с различной степенью готовности, в том числе мосты и трубы, а также Дуссе-Алиньский тоннель длиной 1807 м, а далее на протяжении 78 км отсыпано земляное полотно, построены водопропускные трубы и опоры мостов. По всей линии была проложена притрассовая автомобильная дорога, построены временные поселки строителей, за исключением участка длиной 50 км в районе Талиджакской впадины [4]. Затем и этот участок, и всю железнодорожную линию Ургал – Комсо­мольск-на-Амуре законсервировали. На железной дороге с готовыми инженерными сооружениями, но без верхнего строения пути, не было движения более двадцати лет.

В 1967 г. возобновили широкомасштабные изыскательские и проектные работы по всей трассе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в том числе и на участке Ургал – Комсомольск-на-Амуре. Они показали, что ранее построенные инженерные сооружения на участке Ургал – Дуссе-Алинь, хотя и претерпели некоторые деформации и повреждения, характерные для районов распространения многолетнемерзлых грунтов, но после усиления и достройки могут быть использованы для эксплуатации.

Таким образом, после дополнительных проектно-изыскательских проработок, произведенных в период 1967–1977 гг., основное направление железнодорожной линии Ургал – Комсомольск-на-Амуре, выбранное ранее в конце 30-х гг. ХХ в., предопределило его использование на новом этапе строительства БАМа. Исключение составил участок обхода водохранилища Зейской ГЭС и Туюнского варианта.

Железнодорожная линия Ургал – Комсомольск-на-Амуре была отнесена к восточному участку БАМа, достройка которой осуществлялась силами железнодорожных и строительных войск. Так начался второй этап строительства этой линии.

В 1980 г. было открыто движение по участку Комсомольск-на Амуре –Березовка протяженностью 199 км, а в 1982 г. – по участку Ургал – Бере­зов­ка длиной 303 км.

На железнодорожной линии Ургал – Комсомольск-на-Амуре было построено 300 искусственных сооружений, из которых 18 больших и более 160 средних и малых мостов, большие мосты через реки Амгунь (полной длиной 490,4 м и 488,4 м), Герби (303,3 м), Горин (295,9 м), Аякит (212,0 м) Дуки (209,0 м), Талиджак (209,0 м).

На участке железнодорожной линии Ургал – Комсомольск-на-Амуре была произведена реконструкция однопутного тоннеля Дуссе-Алинь длиной 1,81 км, возведенного в период первого этапа строительства этой линии до 1954 г.