Гербоид-Углегорск

Гербоид-Углегорск

Год выпуска: 2007


Гербоид-Углегорск Гербоид-Углегорск Гербоид-Углегорск Гербоид-Углегорск





Гербоид-Углегорск

Набор из 69 сувенирных значков представляющих серию гербов Сахалинской области

Производство Сергея Алексеевича Акатова г.Луганск (Украина)

Данная серия указана в каталоге «Каталог значков серии АСА. часть 1» (2007 год) за номером 1.75

АСА-I — гербы и проекты гербов населенных пунктов СССР (1917—1991). В этой серии значки выходят по административным единицам (область, край, автономным областям, округам и республикам). «Каталог АСА. 1 часть» за 2007 год как раз и посвящен значкам СССР, выпущенных до 2007 года. Вторая часть каталога посвящена оставшимся гербам СССР.

Все значки за исключением фотоспособа из латуни, тираж от 15 до 30 штук.

 

Углегорск — город в России, административный центр Углегорского района Сахалинской области.

Население — 11 880 человек (2010 год).

Город расположен на западном побережье острова Сахалин на берегу Татарского пролива, в 310 км от Южно-Сахалинска.

Вдоль города протекает канал Массурао, называемый местными жителями рекой Тухлянкой. Канал осуществляет забор воды в реке Углегорке и проходя через город впадает в море южнее устья Углегорки. Канал служил для сброса технологических вод Углегорского ЦБЗ, который был закрыт в 2001 году.

 В Углегорске расположен российский морской порт.

В порту имеется 14 причалов, из которых 1 вспомогательный, 4 пассажирских и 9 для прочих грузов.

Порт Углегорск является морским терминалом порта Шахтёрск.

Порт осуществлял перевалку бумаги, металла и металлолома, оборудования, контейнеров МПС и ИСО, цемента, генеральных грузов, известняковой муки, песчано-гравийной смеси. В настоящее время порт осуществляет перевалку угля и лесных грузов. Производится обработка лихтеров. Из Ванино доставляются генгрузы, а обратно вывозится уголь.

К порту не подведена железная дорога. Связь между ним и другими населенными пунктами Сахалина осуществляется регулярными рейсами судов, автодорожным сообщением через железнодорожную станцию Ильинск, самолётами через аэропорт Шахтёрск.

 

Историческая справка

Изначально на месте городка находилось селение айнов - «Этуутуру» (что означало «между мысами»).
Селение переименовали в «Эсутору». Долгое время Эсутору был «медвежьим углом» - здесь жили всего десяток-другой человек. Однако богатейшие запасы угля, лесные ресурсы, а главное – подходящая для строительства бумажной фабрики река, заставили японцев в 1925 году основать здесь город, строительство которого продолжалось до 1942 года.
 Фабрика в Эсутору была самой мощной: она выдавала 54 тысячи тонн бумаги и целлюлозы в год. С ноября 1925 года, когда фабрика выпустила первую продукцию город стал стремительно развиваться. Согласно переписи населения, в 1944 году здесь проживало 22 250 человек (на всем Карафуто – 447 976).
Взрывчатку для нужд горнорудной промышленности производили на местном заводе. «Карафуто каяку кодзё» находился на южной окраине города Эсутору, его многочисленные склады были надёжно укрыты в распадках земляными валами и насыпями.

Этот район до сих пор называют «9-ый завод»: после войны здесь продолжали выпускать взрывчатку/

Современный Углегорск повторяет очертания японского Эсутору. Портовая часть города называлась Хама-Сигай (что можно перевести как «город на взморье»), это был официальный центр города. Мэрия, банк, пожарная часть, главное почтовое отделение и торгово-промышленная палата располагались на городской площади. В Хама-Сигай находились полицейское управление, радиостанция, телеграф, типографии газет, офисы почтово-пароходных компаний и главный синтоистский храм округа «Эсутору-дзин-дзя».

Кроме того, здесь было множество магазинов и лавок, гостиниц, кафе, чайных с гейшами и, разумеется, несколько публичных домов.
Практически весь город был деревянным и одноэтажным. Жилые дома строились по одному образцу: каркасно-засыпного типа, иногда с оштукатуренными стенками; крыши из стружки, дранки или шифера, реже — из жести; внутри - раздвижные фанерные перегородки «фусума» и чугунная печурка или традиционная жаровня «хибати», которые почти не давали тепла. Центрального отопления, канализации и водопровода не было. На узких улицах самым популярным транспортом был велосипед.

Как и в наши дни, морской торговый порт специализировался на вывозе угля, леса и бумаги. Основные гидротехнические сооружения порта – северный и южный ковши – были построены в 1924-25 годах.
На месте нынешнего городского кладбища находилось японское, центром которого был крематорий: по синтоистскому погребальному обряду покойников сжигали.
В месте слияния Эсутору-Гава (р. Углегорка) и судоходного в те годы канала Масурао (р. Тухлянка), находилась промзона. Здесь располагались механический завод, склады готовой продукции бумажной фабрики «Оодзи» с подъездными железнодорожными путями, угольный склад, контора строительной организации и жилые дома рабочих-строителей порта. В 1938 началось строительство волнолома нового порта севернее устья Эсутору-Гава. Этот порт должен был стать самым большим на Карафуто.
От моря до фабрики «Оодзи» тянулись кварталы района Яма-Сигай («город под горой»). Его первые девять кварталов назывались «Нума-но-Хата» - «болотная сторона», так как они располагались между двумя водоёмами.

Центр современного Углегорска при японцах был скорее «спальным», чем административным районом, хотя именно здесь находилось окружное управление Эсутору (на месте нынешнего Главпочтамта).
Современный пивзавод построили на базе завода Накахамы, где изготавливали сакэ. Слева от него стояли полицейский участок и будокан – зал для занятия боевыми искусствами.
Район бумажной фабрики «Оодзи» - это рабочие кварталы. Заводская элита жила в собственных домах (о чём напоминает название ул. Инженерная). Рабочие – в длинных бараках.

 
В 1938 году началась подготовка к расширению города. Для этого на территории 1,5 тысяч гектаров вырубили лес, прорыли каналы для осушения заболоченных мест и составили проект новой планировки города. 50% пригородной территории предполагалось использовать под промышленное строительство. Центральное место в проекте занимали транзитная магистраль железной дороги и сортировочные станции. Велись строительные работы по расширению морского торгового порта. Намечалось сооружение водопровода от горных источников протяжённостью 12 километров.

Но война расстроила планы, а в августе 1945 года советские десантники «освободили» Эсутору от японских «милитаристов».
Деревянные здания сейчас все разрушены, а многие каменные используются до сих пор или стоят в развалинах.

 

Углегорск в прошлом

 

 

 

 

Углегорск сегодня