Сахалин и Курилы-территория России. С.А.Пономарев

Сахалин и Курилы-территория России. С.А.Пономарев

Год выпуска: 20__?


Сахалин и Курилы-территория России. С.А.Пономарев Сахалин и Курилы-территория России. С.А.Пономарев





Сахалин и Курилы-территория России. С.А.Пономарев

Пономарев Сергей Алексеевич, заместитель начальника управления внешних связей и протокола аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области, действительный член РГО (г. Южно-Сахалинск)

 

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ ЯПОНИИ
(к вопросу о некоторых лингво-географических мифах)

Название одной из российских дальневосточных областей как Сахалинской с одной стороны исторически обосновано, т.к. область началась именно с Сахалина, а, с другой стороны, вуалирует её географическую особенность, в частности то, что в её состав входят Курильские острова, протянувшиеся на 1200 километров от российской Камчатки до самого северного японского острова Хоккайдо и состоящие из двух гряд: Большой и Малой.

Очевидно, что географически точнее область было бы назвать «Сахалино - Курильской». Немаловажно, что как Сахалин, так и Курилы изображены на флаге Сахалинской области.

Уникальность Сахалинской области обусловлена сочетанием четырёх факторов: географического, природно-ресурсного, исторического и внешнеполитического.

Во-первых, вся территория области состоит из островов.

Во-вторых, исторически большинство этих островов – приобретены в результате Второй мировой войны, 65-летие окончания которой широко отмечалось в сентябре 2010 года. Законом Сахалинской области в 2008 году установлена памятная дата «3 сентября –День освобождения Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов» Федеральным законом летом 2010 года установлена новая памятная дата «2 сентября – День окончания Второй мировой войны»

В-третьих, на эти территориальные приобретения официально претендует соседнее государство Северо-Восточной Азии (СВА) -Япония..

В-четвёртых, область, а также континентальный шельф вокруг неё, богаты углеводородными ресурсами, которые активно разрабатываются с участием иностранного капитала и в силу сложившегося международного разделения труда поставляются в страны СВА. В структуре экспорта с территории области нефть и газ, в том числе сжиженный на заводе СПГ в пос. Пригородное (Корсаковский район), составляют более 93 %.

Обнаруженные на южных Курилах (в Срединно-Курильском прогибе) запасы углеводородов, оцениваемые в-386- 400 млн. тонн условного топлива в соотношении нефть/газ (36\64 %), несомненно, являются одним из факторов, стоящих за территориальными претензиями к России и влияющих на региональную безопасность и сотрудничество.

Такого сочетания факторов не имеет ни один регион России.

Итак, первая физико-географическая или пространственная особенность. Сахалинская область – единственная в России островная область. Причем многоостровная. До недавнего времени общераспространённым было мнение о наличии в составе области 59 островов. Именно такое количество значится на сайте Морской коллегии при Правительстве России. Соответственно и в других, в том числе и областных изданиях, повторялись эти данные.

В базовом документе области – её Уставе (редакция 2001 года) о составе области говорится в общей форме. «В состав территории Сахалинской области входят территории острова Сахалин с прилегающими к нему островами, Курильских островов с островами Малой Курильской гряды» (пункт 1 статьи 3). Таким образом, ни численности островов, ни, тем более, их индивидуальных названий, кроме названия главного острова, в Уставе нет.

По инициативе Сахалинского отделения Русского географического общества в области началась по сути «инвентаризация» островов и Сахалинская областная Дума 16 сентября 2010 г. уже приняла в первом чтении поправки в Устав области, внесённые губернатором области и содержащие перечень Курильских островов, причём как Большой, так и Малой Курильских гряд. Это связано, прежде всего, с необходимостью дальнейшего хозяйственного освоения Курил, а также с учётом того, что на них расположены три муниципальных образования

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на 23 ноября 2010г. к Сахалину примыкает 86 географических объектов – островов, скал, банок и кекуров (это старинное сибирское название скалы). В составе Курильских островов -не менее 357 объектов-островов и скал. Среди них 64 острова и островные группы, имеющих названия, входят в состав Большой Курильской гряды, а в состав Малой Курильской гряды -18 таких объектов. Остальные - это либо безымянные острова либо скалы, среди которых есть немало имеющих названия.

Таким образом, в составе Сахалинской области находится не менее 443 островов и скал (не считая островов во внутренних водоёмах).

Сразу отметим, что на карте области и России нет объектов под названием «Хабомаи» (так некорректно иногда называют острова Малой Курильской гряды без Шикотана), а, тем более, объектов под названием «северные территории». Эта политически ангажированная терминология не даёт реальных географических представлений и лишь затрудняет понимание вопроса.

Многоостровной характер Сахалинской области обусловил и нестандартную практическую задачу – обеспечить транспортную доступность всех островов (региональных территорий) через федеральную акваторию (территориальные воды и экономическую зону России). До развала Советского Союза эту задачу решали два мощных союзных министерства – Минтранс и Минрыбхоз.

Курильские острова труднодоступны из-за их отдалённости, погодных условий, из-за состояния моря, недостаточной надёжности связи и транспортного сообщения. Даже Президенту России, осенью 2010года посетившему Камчатку и намеревавшемуся посетить Курилы, не удалось это сделать с первого раза по погодным условиям. Только через месяц -1 ноября 2010 года Президент России впервые посетил остров Кунашир.

Сохранение территориальной целостности страны и обеспечение территориального единства страны – это, согласно Конституции России (ст.ст.4,5) прежде всего общефедеральная задача, а поэтому и строительство аэродромов и обеспечение флотом, и финансирование пассажироперевозок на морской линии ( а, по сути, на морской «федеральной дороге») Корсаков – Южно-Курильск (о.Кунашир) – Малокурильское (о.Шикотан) – Курильск (бухта Китовая, о.Итуруп) –Корсаков - как конкретный способ реализации этого единства - должны стать зоной ответственности федерального бюджета.

Территориальные претензии Японии к России первоначально в значительной степени были обусловлены позицией США во время «холодной войны», однако, за многие последующие годы приобрели и собственные стимулы активности и свою инерцию.

Форму этих претензий можно квалифицировать как информационно психологическую войну, ведущуюся против России в мировом информационном пространстве в том числе и на территории России и третьих стран. Эта война последовательна и непрерывна, начиная с 60-х годов, она планируется и финансируется государством, имеет основу во внутрияпонском законодательстве, свои органы управления и исполнения. Есть министерство, занимающееся вопросами т.н. «северных территорий», управление в Канцелярии Кабинета министров Японии, отдел в губернаторстве Хоккайдо, его представители в ряде префектуральных округов, работают специально обученные муниципальные служащие.

Нетрадиционный характер направленной против России агрессии по мнению аналитика В.Максименко (сайты Православие.ру; Фонда стратегической культуры) состоит в систематическом применении информационного оружия как стратегического.

Задача нападающей стороны состоит в разрушении закономерной связи между национальной историей России и её государственной территорией. Борьба смыслов ведётся уже на уровне стран. В сознание части российского общества внедрены представления о том, что суверенитет и территориальная целостность России могут быть предметом торга якобы «для её же интересов»; что Россия (победитель во Второй мировой войне) что-то «должна» (побеждённой )Японии; что можно поднять международный престиж страны и получить инвестиции в обмен на территорию и т.д.

Особое место в информационной войне занимает подмена географических понятий и картографическая агрессия Японии.

Картографическая агрессия.

С 1969 финансового года площадь российских (тогда – советских) островов Малой Курильской гряды, называемой в Японии «Шикотан и Хабомаи», а также о-вов Кунашир и Итуруп, стала включаться в территорию Японии при подсчете её Национальным картографическим управлением общей площади страны. Это получило свою фиксацию и на новых географических картах Японии, выпущенных начиная с лета 1969 года. В отличие от предыдущих лет, Курильские острова к югу от о.Уруп стали обозначать как территорию Японии.С этого времени такие карты активно внедряются в мировое информационное пространство, а с изобретением Интернета распространяются особенно широко.

Исследователь Ю.Н.Гладкий обратил внимание на текст резолюции, принятой поочерёдно обеими палатами японского парламента в 2005г. В неё был включён абзац с требованием решения « проблемы принадлежности» не только т.н «Хабомаи», Шикотана, Кунашира и Итурупа, но и неких других «северных территорий». Поставлен правомерный вопрос: где официальный Токио видит предел территориальных претензий?

Следует сказать, что в Указе№246 ещё от 16 сентября 1969г. о введении в действие Закона об Ассоциации по Северным территориям ответственность за деятельность которой несёт премьер-министр, состав её Северных районов уже был определён следующим образом: «Острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп, а также другие Северные районы по решению премьер-министра» (ст.6),что позволяет отнести ним любые районы российского Дальнего Востока.

СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ» («С.т.»), понятие, появившееся в послевоенный период в японской пропагандистской литературе и политике, и закреплённое в японском законодательстве. Используется оно в целях реваншистских притязаний Японии против России по территориальному вопросу вместе с понятием «четыре северных острова» для сокрытия претензий на Курильские острова от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору 1951 г. (статья 2с). Обозначает ряд территорий России, входящих в состав Сахалинской области, на которые претендует Япония. Сконструировано путём ревизии довоенного японского законодательства и выделения из состава Курильских островов нового, ранее не известного мировой физической географии собирательного понятия «С.т.», включающего Курильские острова, расположенные южнее острова Уруп («С.т.» в узком смысле.). «Полный сборник законов Японской империи» – «Хорэй дзэнсё» относил острова Кунашир, Итуруп и Шикотан к числу Курильских островов (1869,С.300;1885,С.3). Объём понятия «С.т.» политически изменчив. Закон № 85 от 31.08.1982 «О специальных мерах по содействию решению проблемы «С.Т.» относит к «С.т.» только о-ва Хабомаи (японское название Малой Курильской гряды без о-ва Шикотан), Шикотан, Кунашир, Итуруп. В Японии учрежден всеяпонский «День «С.т.»(7 февраля), который используется для массовых пропагандистских мероприятий, вызывающих протесты в Сахалинской области.

В широком смысле понятие «С.т.» включают все остальные Курильские о-ва и южную часть о-ва Сахалин (официоз МИД Японии «Токи-но угоки», 1968, № 11, С.22). Некоторые представители ультраправых кругов относят к «С.т.» российское Приморье, Приамурье, Северный Сахалин и Камчатку.

По японскому законодательству государственные органы обязаны «прилагать максимальные усилия с целью скорейшего возвращения островов и создания благоприятных условий для движения за возвращение «С.т.». Средствами этой политики являются безвизовые обмены, оказание помощи нынешним и бывшим жителям «С.т.», пропаганда проблемы «С.Т.» в школах и средствах информации, и т.д.

Очевиден японоцентризм понятия «СТ».Ведь то, что для Японии север, для Сахалинской области и России - это юг.

Не стоит удивляться, если претензии Японии скоро будут распространяться на приполярные пространства. Ведь это точно северные территории. Причём имеющие значительные природные ресурсы. Логичен вывод, что псевдогеографическое понятие «северные территории» не носит научного характера, а является сугубо пропагандистским с политически переменным объёмом.

Когда вы летите самолетами японских авиакомпаний, то на борту воздушного судна с вами всегда летит ежемесячный рекламно-глянцевый журнал, издаваемый соответствующей компанией. Вот журнал «WINGSPAN» («Размах крыла») ANAgroup за апрель 2005 года. На стр. 48 карта мира № 5. Половина Сахалина и Курил закрашены в цвет Японии и отделены красными пограничными линиями от других территорий. Причем на Курилах две (!) границы. Одна отделяет все Курилы от Камчатки, другая Итуруп от Урупа. На помещенной далее дорожной карте внутрияпонских сообщений изображен Итуруп, Кунашир, Малая Курильская гряда, хотя авиасообщений между ними и Японией нет. В том же издании, но уже в сентябрьском номере 2005 года (№ 435) на странице 144 опубликована карта внутренних авиалиний, на которой в территорию Японии включены вышеуказанные Курильские острова.

В ежедневнике «The Japan Times» (например, №№ 38,226; 38,227;38,228, соответственно от 19,20,21 сентября 2005года)- да и в любом другом японском издании постоянно публикуется прогнозы погоды с изображением территории Японии включающем российскую Малую Курильскую гряду и острова Итуруп и Кунашир. Таких примеров множество, т.к всё это - часть системы.

Деятельность органов государственной власти Сахалинской области по содействию сохранению территориальной целостности России весьма многообразна. В данном докладе описывается в основном противодействие картографической агрессии и вербальным проявлениям информационно-психологической войны.

На протяжении ряда лет Сахалинская областная Дума по моим докладам неоднократно принимала постановления, связанные с картографической экспансией Японии, либо с иными случаями искажения изображений Сахалинской области на иностранных картах либо названий географических объектов (Постановление Сахалинской областной Думы «Об использовании российских названий географических объектов на Курильских островах» № 16/4/52/2 от18.02.1999; Постановление Сахалинской областной Думы «Об искаженных изображениях Сахалинской области на иностранных картах» № 3/5/438-3 от 15.11.2001; Постановление Сахалинской областной Думы «О письме Генерального консула Японии в г. Южно-Сахалинске в Сахалинскую областную Думу № 01-229 от 04.12.2001» № 3/10/508-3 от 20.12.2001 и др.)

К сожалению в российских газетах, журналах, на интернет-сайтах зачастую публикуются карты нашей страны без изображения Курильской гряды. Иногда даже забывают про всю Сахалинскую область, случается - окрашивают эти территории цветом Японии. Повторяюсь, что это дело рук не «вражеских» японских СМИ, а наших, которые как бы подыгрывают им в картографической агрессии.

Депутаты Сахалинской областной Думы в 1998-2008 годах внимательно отслеживали изображения островов на публикуемых картах и добивались уважения центральной прессы к восточным территориям России.

Результатом такой деятельности является изменение отношения центральных СМИ к публикуемым картам и схемам, а также выражение поддержки позиции сахалинцев по этому вопросу.

Так, к примеру, в уважаемом (крупнейшем в России) еженедельнике «Аргументы и Факты» периодически появляются материалы, иллюстрированные картами, на которых отсутствуют Курильские острова. Обрезает российские территории на восточных рубежах и авторитетное Информационное агентство «ИТАР-ТАСС» (см. газету «Аргументы и факты» № 12(1273) от 22.03.2005г.)

Руководство газеты «Аргументы и Факты» (письмо главного редактора газеты «Аргументы и факты» Н.И.Зятькова от 26.04.2005г.) заверило меня в том, что «в последующих публикациях карта России будет печататься без погрешностей и газета будет внимательнее работать с источниками». Информационное агентство «ИТАР-ТАСС» (письмо ответственного секретаря ИТАР-ТАСС А.А.Порошина № 173 от 06.05.2005г.) сообщило, что в будущем исключит такой нетактичный подход к опубликованию карт России. А Росгидромет (письмо заместителя начальника управления метеорологии и активных воздействий Росгидромета В.А.Тренина № 10-30-112/193 от 20.04.2005) «будет в дальнейшем реагировать на ошибки при изображении территории России. Территориальным органам Росгидромета будут даны соответствующие рекомендации».

На интернет-сайте Центризбиркома РФ в 2004 году по нашей инициативе появилось изображение Курильского архипелага, дотоле «отсутствующего» в составе России. Главный редактор газеты «Единая Россия» (письмо главного редактора общефедеральной газеты А.А. Узилевского № 138 от 10.03.2005г.) объявил строгий выговор виновным в обрезании карты сотрудникам редакции и дал обещание уделять особое внимание этому вопросу. «Родная газета» (письмо главного редактора А.И.Куприянова № 68 от 21.02.2005г.) на указанные ошибки в опубликованной карте России сообщила об исправлении недочетов в изображении карты. На интернет-сайте НК «Роснефть» (письмо вице-президента ОАО НК «Роснефть» Ю.Ф.Матвеева № ЮМ-2162 от 13.08.2004г.) Курилы теперь окрасились в цвет, аналогичный материковой части страны. Главный редактор «Политического журнала» (письмо главного редактора К.Михайлова № 264 от 14.04.2005г.) заверил, что будет более внимателен к содержанию иностранных картографических источников, используемых в журнале и проявил заинтересованность в более подробном освещении политической и социальной жизни дальневосточных регионов России. Интересно, что им была заимствована карта у американского фонда «Heritage», что свидетельствует о применении Японией методики распространения нужной информации через третьи страны.

По инициативе автора 14 декабря 2006 г. на сайте в разделе «информационные сообщения по содержанию географических карт» было помещено «Открытое письмо руководителя Федерального агентства геодезии и картографии ко всем субъектам геодезической и картографической деятельности и пользователям официального сайта Роскартографии». Подписал его А. В. Бородко. В нём предлагалось не допускать использования картографических материалов с искажениями в показе территории Российской Федерации и (или) в написании наименовании российских географических объектов, а в случае выявления в средствах массовой информации и в сети Интернет искаженных картографических материалов, информировать Роскартографию для принятия соответствующих мер.

Однако не все положительно реагируют на замечания. Заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) А. Б. Повалко, отвечая заместителю Губернатора Сахалинской области Г.А.Иванову 1 октября 2010г. (исх. №АП/466-06) сообщил, что, да, действительно «на интерактивной схеме регионов России, размещённой на сайте Росмолодёжи, для простоты использования не были отображены все острова, входящие в состав Российской Федерации…Оперативное изменение вышеуказанной схемы с целью отображения Курильских островов, входящих в состав Сахалинской области, в настоящее время не представляется возможным». 13 ноября 2010г. и.о. Губернатора Сахалинской области К.М.Строганов был вынужден обратиться по этому поводу к Министру спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.

Интересно союзничество Японии с Римско-католической церковью.21 мая 1938 г.Ватикан образовал на южном Сахалине, принадлежавшем до 1945 года Японии, Апостольскую префектуру Карафуто.10 ноября 2000г. иностранный гражданин Ежи Мазур был назначен её Апостольским администратором и в качестве такового через своего представителя разослал в местные СМИ на Сахалине «рождественское обращение» с использованием данного названия. Таким образом, и Ватикан и Е.Мазур нарушили ст.11 федерального закона №152-ФЗ «О наименовании географических объектов». Нам пришлось обратиться в органы юстиции и МИД России. Однако Ватикан продолжил свою антироссийскую деятельность. В февральском номере еженедельной российской католической газеты «Свет Евангелия»(№8 от 17 февраля 2002 года) опубликована «Католическая карта России» на которой часть Курил и Сахалина была окрашена в цвет японских островов, статью под названием «Епархия св.Иосифа (г.Иркутск)» в котором приводится биография епископа Мазура и сообщение о его назначении в 2000г. Апостольским администратором префектуры Карафуто. Реакция Минюста и МИД России привели к тому, что Мазур был выслан из России, а Верховный Понтифик Иоанн Павел Второй декретом от 10 апреля 2002 года переименовал Апостольскую префектуру Карафуто в Апостольскую префектуру Южно-Сахалинска, признав через 57 лет итоги Второй мировой войны.

Задачи и способы противодействия информационной экспансии по территориальному вопросу.

Эти задачи и способы частично сформулированы в Рекомендациях парламентских слушаний «Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности РФ», проведенных Сахалинской областной Думой при активном содействии администрации Сахалинской области 12-13 сентября 2001 года, развиты в Рекомендациях парламентских слушаний по теме :»Южные Курилы: проблемы политики, экономики и безопасности» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 18 марта 2002 года, но нуждаются в определенных дополнениях.

Очевидно, что основной способ противодействия японским притязаниям на Курильские острова – это их благоустройство. С тем, чтобы их жители сами поняли, что от добра добра не ищут, а остальные россияне не испытывали чувства неудобства за состояние жизни на этой части нашей территории. Первая Программа социально-экономического развития Курил, начатая в трудные для России 90-е годы, провалилась из- за недостаточного финансирования (18% от проектного).

16 апреля 2005 года министр иностранных дел Российской Федерации подал служебную записку Президенту России о необходимости продления Федеральной программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов» «приняв меры для обеспечения приоритетного финансирования объектов социальной сферы, энергетики и транспортной инфраструктуры». «Решение этих вопросов будет способствовать нормализации социальной обстановки на южных Курильских островах… послужит укреплению наших позиций на российско-японских переговорах по проблеме мирного договора».

5 мая 2005 года Сахалинская областная Дума приняла Постановление № 2/8/178-4 «Об обращении к Председателю Правительства РФ М.Е.Фрадкову по вопросу продления сроков реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)» до 2010-1012 годов».

В обращении Сахалинская областная Дума отметила, что «продление срока действия Программ будет свидетельствовать о незыблемости позиции Российской Федерации в вопросе отстаивания своей территориальной целостности в обстановке активизации территориальных притязаний японской стороны в отношении так называемых «северных территорий».

11 мая 2005 года Президент издал соответствующее поручение № Пр-794, в котором указал, что «оперативное решение проблем социально-экономического развития Курильских островов – один из приоритетов в деле внутриполитической стабильности и укрепления внешнеполитических позиций Российской Федерации. Результаты работы в этой сфере считаю неудовлетворительными».

Открытой программой, направленной на подрыв суверенитета России, является закон Японии № 81 от 31 августа 1981 года «Об особых мерах по ускорению решения проблемы северных территорий» и документы, связанные с ним и развивающие его.

Этот закон объявляет средние и южные Курильские острова (южнее о. Уруп) («исконной») территорией Японии и, таким образом, распространяет юрисдикцию Японии на территорию России (муниципальные образования «Курильский городской округ» и «Южно-Курильский городской округ»).

Одновременно закон оперирует не географическим, а конъюнктурно-политическим термином «северные территории», вредоносность которого, как орудия информационно-психологической войны, – очень высока.

С учётом этого полагаем, что эффективная нейтрализация экспансионистской государственной политики Японии возможна только на аналогичном, т.е. на государственном уровне.

Позиция, занимаемая российской стороной перед лицом японского экспансионизма на курильском направлении, заключается в том, что все Курильские острова являются единым географическим образованием, которое по итогам второй мировой войны и по международному праву вошло в состав СССР и России. Сейчас оно находится в составе Сахалинской области РФ и на нём образованы три муниципальных образования. Правовая основа вхождения Курил в состав России базируется на Ялтинском соглашении трёх великих держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании от 11 февраля 1945 года о передаче Советскому Союзу Курильских островов; на статье 107 Устава ООН (подписанного Японией при вступлении), указывающей на юридическую силу действий, предпринятых в результате Второй мировой войны (в данном случае -передаче права на Курильские острова Советскому Союзу) в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав при образовании ООН (в данном случае –Советского Союза); на принятой Японией при капитуляции Потсдамской декларации великих держав от 26 июля 1945 года, где указано, что японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами которые укажут союзники (противники Японии в войне) - см.п.8; на Сан-Францисском мирном договоре с Японией от 8 сентября 1951 года по которому Япония отказалась от всех прав, правоооснований и претензий на Курильские острова (пункт с) статьи 2).

Именно после этого договора, чтобы преодолеть невыгодные для Японии последствия, родилась лингво-географическая легенда о том, что часть Курильских островов это, якобы, не совсем Курильские острова, а некие «северные территории»,включающие в себя новоизобретённое после войны понятие «Хабомаи»,включающее в себя полтора десятка островов Малой Курильской гряды.

Стремясь скрыть от российской общественности фактическое число Курильских островов, на которые претендует Япония, японская сторона и ее сторонники в российских СМИ, а следом за ними рядовые потребители этой некачественной информации повторяют тезис «о двух» и «четырех спорных островах». Между тем, за «двумя» островами («Шикотан и т.н. «Хабомаи»), составляющими в целом Малую Курильскую гряду, находятся, помимо Шикотана, острова Средний, Дальний, Девятый Вал, Айвазовского, Грига, Юрий, Полонского, Зелёный, Танфильева, Сигнальный, Сторожевой, Рифовый, Анучина, острова Дёмина, острова Осколки и входящие в эту группу, помимо скал Пещерная, Кира, Свеча, Парус, острова Шишки и острова Лисьи.

Это весьма значимый (особенно психологически) факт, поэтому представители российской стороны на всех уровнях должны в каждом случае (устного или письменного) искажения числа и конкретного наименования островов Малой Курильской гряды обращать на это внимание и своевременно вносить поправки в соответствующие тексты и, прежде всего, в документы. .

Предложения по организационно - идеологическим способам нейтрализации экспансионистских угроз со стороны Японии:

1. Японскому закону № 81 должен быть противопоставлен Федеральный закон, недвусмысленно подчеркивающий итоги Второй мировой войны на Дальнем Востоке, дающий положительную оценку территориальным приобретениям Советского Союза и России.

07.07.2010 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации приняты изменения в Федеральный закон № 32-ФЗ от 13.03.1995 года «О днях воинской славы и памятных днях России». Перечень памятных дат России дополнен датой – «Второе сентября – День окончания Второй мировой войны (1945)». 23.07.2010 года закон подписан Президентом России.

Это несомненно позволяет в интерпретациях говорить о роли нашей страны в разгроме милитаристской Японии. Однако такая формулировка вовсе не обязывает говорить об этой роли, не является долженствованием, и носит не мобилизующий, а подчёркнуто нейтральный (безэмоциональный) характер.

Непосредственно нейтрализующими иностранные усилия по подрыву территориальной целостности России являются формулировки, содержащие термин «победа» и переводящие праздник из числа памятных дней (ст.1.1 Федерального закона № 32-ФЗ) в число дней воинской славы (ст. 1 того же закона).

Для этого следует рассмотреть возможность введения в законодательство либо формулировки, предлагаемой с 1997 года Сахалинской областной Думой («День победы над милитаристской Японией»), либо предложенной 02 июля.2010 года министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым на совещании в г. Хабаровске с участием Президента РФ («День Дальневосточной победы во Второй мировой войне»).

2. На федеральном уровне, например, в составе Совета Безопасности России, целесообразно создать межведомственный, постоянно действующий орган – Комиссию по противодействию посягательствам (претензиям) на территорию России.

Данная мера необходима с учётом того, что в Японии существует разветвленная система органов, реализующих территориальные претензии к России (министерство, занимающееся так называемыми «северными территориями», – то есть нашими Курильскими островами; управление в составе канцелярии Кабинета министров; объединение депутатов в Парламенте Японии; народные советы в каждой префектуре; многочисленный отдел в губернаторстве Хоккайдо; ряд полугосударственных «общественных» организаций, находящихся на государственном финансировании).

Если говорить о внеэкономических способах противодействия территориальным претензиям Японии, то, считаем, что Совету Безопасности России следует проанализировать как опыт японской информационной войны по территориальному вопросу, так и опыт противодействия, имеющийся у Китая, Республики Корея и КНДР (например, сбор подписей в КНР против членства Японии в Совете Безопасности ООН) и принять план законодательных, организационных, информационно-пропагандистских и прочих мер противодействия.

По нашему мнению в этот план должны входить следующие моменты:

1 Развенчивание мифа в японском общественном сознании, что Советский Союз был агрессором по отношению к Японии. Для этого необходимо популяризировать и переиздавать материалы Токийского (1948г.) и Хабаровского процессов над военными преступниками. Ведь суд в Токио носил характер Международного трибунала, аналогичного Нюрнбергскому.

2. Отказ от идеи заключения так называемого «мирного договора» с безоговорочно капитулировавшим государством, переход к концепции исторически сложившихся границ (вместо договорной границы), инициатива в заключении российско-японского комплексного «Договора о добрососедстве и сотрудничестве».

3. Закрепление в статье 67 Конституции России механизма реализации статьи 4 Конституции, возлагающей на Российскую Федерацию обязанность по сохранению территориальной целостности страны.

4. Поддержка законодательной инициативы Сахалинской областной Думы «О внесении изменений в статью 275 Уголовного Кодекса Российской Федерации», с тем, чтобы действия в ущерб территориальной целостности России стали элементом диспозиции нормы, устанавливающей ответственность за государственную измену (Постановление Сахалинской областной Думы № 2/5/97-4 от 17.03.2005).

5. Разработка и принятие в федеральном законодательстве о СМИ и рекламе, норм, регулирующих порядок использования географического изображения территории Российской Федерации и её основных частей (принципы схематизации, ответственность и т.д.).

6.Введение в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации нормы, предусматривающей ответственность (штраф, дисквалификацию редактора, при повторности – отзыв лицензии у печатного органа и т.п.) за публичное искаженное изображение территории России. Например, без Калининградской области, без Сахалина или Курильских островов и т.п.

7. Прекращение одностороннего использования в межгосударственных и межправительственных документах, а также в прессе иностранного наименования островов Малой Курильской гряды. При необходимости использовать двойное наименование.

8. Продолжение издания и межгосударственного распространения карт федеральных округов и субъектов Российской Федерации с обозначением морской границы России (12-мильной зоны) и исключительной экономической зоны (200-мильной зоны).

9. Поручение соответствующим органам исполнительной власти разработать и довести до сведения СМИ разъяснения о правилах употребления российского наименования Курильских островов в соответствие с Федеральным законом № 152 от 18.12.1997г. «О наименованиях географических объектов». Контролировать выполнение этих разъяснений.

10. Поручение пограничным и таможенным органам препятствовать ввозу в Российскую Федерацию продукции (прежде всего картографической) с искаженным изображением государственной границы России.

11. Поручение МИД РФ реагировать на выпуск за рубежом карт с неверным изображением государственной границы Российской Федерации как на недружескую акцию. Для этого на постоянной основе вести специальный реестр иностранных карт, изображающих территорию России.

12. Ежегодное планирование в федеральных и региональных (Сахалинской области, других субъектов России, расположенных в Дальневосточном федеральном округе) бюджетах средств на издание научной, краеведческой и учебной литературы, а также информационно-пропагандистских материалов на русском, английском и японском языках, подтверждающих территориальную принадлежность Сахалина и всех островов Курильского архипелага Российской Федерации. Для этого возложить функции головной организации на один из академических институтов историко-географического профиля (возможно в г.г. Владивосток или Хабаровск).

13. Образование в структуре ФГТРК «Сахалин» редакциии японского радиовещания. Рекомендовать ГРК «Голос России» активизировать вещание на языках государств АТР по вопросам суверенитета РФ в Дальневосточном регионе.

14. Оказание действенной поддержки общественным организациям, ставящим своей целью разъяснение и пропаганду идей территориальной целостности Российского государства, законности вхождения в состав СССР (РФ) Южного Сахалина и Курильских островов.

15. Разработка методов эффективного противодействия негативному японскому воздействию в процессе так называемых «безвизовых обменов». Направить эти рекомендации (поручения) на места (в Сахалинскую область, Курильский и Южно-Курильский районы). Отслеживать их исполнение.

16.Популяризация флага Сахалинской области, на котором имеются контуры Сахалина и Курильских островов, включая Малую Курильскую гряду.

17.Японский пропагандистский термин «северные территории» успешно функционирует в значительной степени за счёт того, что нормативно утвержденного перечня Курильских островов не существует. Это позволяет японской стороне произвольно утверждать, что Курильские острова – это часть островной гряды, находящейся севернее острова Итуруп. А «северные территории» – это якобы острова между островом Уруп и островом Хоккайдо.

У России, как у владельца всей Курильской гряды, имеется уникальная возможность полност