Сахалинская таможня 100 лет. 1910-2010гг

Сахалинская таможня 100 лет. 1910-2010гг

Год выпуска: 2010


Сахалинская таможня 100 лет. 1910-2010гг Сахалинская таможня 100 лет. 1910-2010гг Сахалинская таможня 100 лет. 1910-2010гг





Сахалинская таможня 100 лет. 1910-2010гг

100 лет таможенной службе на Сахалине

В 1875 году в соответствии с русско-японским договором Сахалин вошел в состав Российской империи. В те времена остров был богат неисчерпаемыми рыбными ресурсами, лесами, перспективными месторождениями угля и нефти. К сожалению, первые попытки освоения природных богатств, задействовав труд каторжан, не приносили видимых положительных результатов. Все необходимые товары привозились с материка, в том числе и из-за рубежа. Для них существовал режим порто-франко (беспошлинный).

В 1905 году потерпев поражение в войне с японцами, Россия уступила им южную половину острова. Сухопутная граница прошла по 50-й параллели.

В начале прошлого века правительство России уделяло большое внимание развитию дальневосточных территорий. Дополнительно отечественные промышленники оценили перспективный рынок сбыта своих товаров на новых территориях.

В 1909 году на Дальнем Востоке был отменен режим порто-франко. Это значило, что здесь начали действовать общероссийские нормы таможенного устава и тарифов. Соответственно необходимы были соответствующие учреждения, следящие за их соблюдением с тем, чтобы упорядочить мореплавание в северных водах и положить конец бесконтрольному расхищению промысловых ресурсов иностранными промышленниками.

С этой целью министру финансов было дано поручение разработать предложения об открытии таможенных застав в Александровске Сахалинской области и Петропавловске Камчатской области.

1 июня 1910 года одобренный Государственной Думой закон об отпуске из казначейства средств на открытие таможенных застав на Сахалине и Камчатке был подписан императором.

3 августа 1910 года закон вместе приложением перечня открываемых учреждений был внесен для распубликования Правительствующему Сенату. Эта дата и считается днем образования таможенной службы на Сахалине.

Штат Александровской таможенной заставы утверждался в составе двух чиновников. Первым ее управляющим был назначен Ричард Эдуардович Билунский. До этого он работал в Батумской и Владивостокской таможнях.

Становление таможенной службы проходило в сложных условиях.

Семь островных таможенников вели учет, контроль и оформление товаров. Собирали пошлину и акциз, вели статистику грузооборота, боролись с контрабандой. За первый год они оформили сто пятьдесят тысяч пудов грузов на импорт и шесть с половиной тысяч пудов на экспорт.

После Октябрьской революции Сахалин полностью оккупировали японцы. Весной 1925 года север острова был освобожден, и 16 мая Александровская портовая таможня возобновила работу. С введением государственной монополии на внешнюю торговлю советские таможенники занимались регистрацией и «клеймением» товаров иностранного происхождения.

После освобождения Южного Сахалина от японцев, первая таможня появилась и на юге острова, в Корсакове. Произошло это 17 декабря 1945 года. В то время костяк коллектива составляли опытные специалисты, приехавшие из Владивостока и Бреста.

В средине декабря 1985 года в городе Холмск была создана самостоятельная таможня с таможенным постом в Невельске. В 1989 году в связи с планируемым открытием в следующем году Южно-Сахалинского международного аэропорта при Корсаковской таможне создан Южно-Сахалинский таможенный пост. В это же время Невельский таможенный пост обрел самостоятельность и стал полноценной таможней. А в 1991 году на базе Южно-Сахалинского таможенного поста создана Сахалинская региональная таможня с таможенными постами в Южно-Курильске, Крабозаводском и пассажирским отделом в аэропорту.

Через два года Региональная таможня преобразована в Южно-_Сахалинскую таможню с вновь созданными постами в городах Александровске- Сахалинском и Поронайске. Из «старых» остался Южно-Курильский таможенный пост. Через год случилась трагедия на Южных Курилах - сильное землетрясение разрушило многие здания, в том числе и Крабозаводского таможенного поста, поэтому его упразднили.

В 1994 году для координации деятельности островных таможенных органов появился отдел Дальневосточного таможенного управления по Сахалинской области. Через три года в связи с освоением нефтяных месторождений на севере открыт таможенный пост «Ноглики».

Приказом ГТК России №245 от 22 апреля 1998 года все таможни региона преобразовали в единую Сахалинскую таможню.

В состав таможни входят Южно-Сахалинский, Корсаковский, Невельский, Холмский, Александровск - Сахалинский, Южно- Курильский таможенные посты и Де-Кастринский таможенный пост.

Численный состав шестьсот семь человек.

С 17 декабря 2007года начальником Сахалинской таможни назначен

генерал- майор таможенной службы, Владимир Петрович Игнатьев.

За последние несколько лет значительно возросла материально- техническая база таможни. Приняты в строй новые здания Южно-Сахалинского, Корсаковского и Невельского таможенных постов.

В начале девяностых в Корсаковской таможне было всего двадцать пять человек, которые занимались абсолютно всем - оформляли суда, транспортные средства, принимали платежи, выходили на досмотры. Руководствовались в работе всего несколькими приказами. А сейчас нормативно-правовая база выросла во много раз. Работать стало одновременно и сложнее, и интереснее. Возникла необходимость в постоянном обновлении уровня знаний.

Сегодня в Сахалинской таможне около 40 подразделений - самостоятельных отделов, специализирующихся на выполнении конкретных функций. Все специалисты высокой квалификации, каждый работает в своем направлении. Они могут и оформить таможенные документы, и проконсультировать клиентов.

Основная задача таможенников - сбор таможенных платежей.

За 12,5 лет Сахалинской таможней собрано и перечислено в федеральный бюджет 28 млрд. 996 миллионов рублей. Причем, если в 1998 году было собрано 613 млн. рублей, то в 2009 году -3 млрд. 640 млн. рублей.

За это время сахалинскими таможенниками оформлено 43281 морское судно, 19579 самолетов. Таможенную границу пересекло 1731354 физических лица.

Внешнеторговый оборот области составил 52 млрд. 18 млн. долларов США, перемещено 80 млн. 7 тысяч тонн различных грузов. Импорт составил 5 млн. 150 тысяч тонн, статистической стоимостью 16 млрд.23 млн. долларов. Экспорт- 79 млн. 865 тыс. тонн, стоимостью 35 млрд. 995 млн. долларов.
На Сахалине впервые в нашей стране начата промышленная разработка нефтегазовых месторождений на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, их деятельность освобождается от налогов и сборов, а часть прибыли в виде добытого сырья передается государству.

Сейчас в регионе действуют два проекта- «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В рамках их программы построены нефтегазовые добывающие комплексы, нефте- и газопроводы, терминалы по отгрузке углеводородов, возведен крупнейший в России завод по сжижению природного газа.

С большинством участников внешнеэкономической деятельности складываются конструктивные взаимоотношения. При Сахалинской таможне организован консультативный совет и совет по взаимодействию руководства таможни с лицами, осуществляющим свою деятельность на рынке таможенных услуг. Представители таможни и союза промышленников на своих заседаниях стараются разрешить большинство проблем, мешающих развитию островного бизнеса.

В Сахалинской таможне 100 процентов груза оформляются и выпускаются за один день, что существенно сокращает временные затраты для всех, кто перевозит товары через границу. И способствует ускоренному развитию торговли, внешнего бизнеса, снижению затрат, обеспечению населения качественными товарами. Причем товар досматривается не полностью. Этот метод взят из общепринятой мировой практики. Она показывает, что досматривается как раз 8-10 процентов груза, пересекающего таможенную границу. Таков цивилизованный подход к внешнеэкономическим отношениям. С внедрением во внешнюю торговлю системы управления рисками досматривают лишь те товары, которые вызывают сомнение.

Сахалинская таможня - одна из немногих в России, которая имеет в своем распоряжении два быстроходные суда и два вертолета. Морские и авиационные подразделения созданы для борьбы с контрабандой биоресурсов на морской границе. Есть и свой собственный специальный отряд быстрого реагирования. Кстати, они первыми среди российских таможенников освоили десантирование в море с вертолетов на борт потенциальных судов- нарушителей. Причем, опять, же за штурвалом вертолетов таможенные специалисты. Винтокрылые машины ведут воздушную разведку по контролю таможенной границы. С их помощью выявляются суда- нарушители таможенного законодательства. Участвуют они и в специальных операциях проводимых межведомственными оперативными группами (это не только борьба с контрабандой морских биоресурсов, но и выявление посевов наркосодержащих растений, незаконных порубок леса).

Конструктивные возможности таможенные судов позволяет им набрать ход до 100 км в час. Используя главное преимущество- скорость, самостоятельно проводятся локальные спецоперации, ограниченные по времени и месту. Поэтому еще ни один нарушитель не смог уйти от морских таможенников. В составе таможни появилось новое подразделение- кинологическое. С помощью служебных собак пресекаются попытки провезти через границу наркотические и сильнодействующие вещества.

Cотрудниками таможни за 12,5 лет возбуждено 342 уголовных дела, предотвращен вывоз более 3000 тонн ценных морских биоресурсов. Изъято 865 килограмм наркотических веществ, 510 грамм сильнодействующих веществ и 411 грамм взрывчатки.

За это период возбуждено 12274 административных дела. По ним наложено штрафных санкций на 2 млрд. 25 млн. рублей.

За годы работы Сахалинской таможни лучшие ее сотрудники были награждены ведомственными медалями и памятными знаками.

 

Корсаковский таможенный пост                                            Южно-Сахалинский таможенный пост