Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Год выпуска: ?


Дальневосточный государственный университет путей сообщения Дальневосточный государственный университет путей сообщения Дальневосточный государственный университет путей сообщения





Дальневосточный государственный университет путей сообщения

ДВГУПС-Дальневосточный государственный университет путей сообщения

История

История университета начинается со дня издания приказа народного комиссара путей сообщения от 8 сентября 1937 года об организации в Хабаровске института инженеров железнодорожного транспорта, в котором начало его строительства было определено датой 1 октября 1937 года. За годы становления и развития университет, основанный с целью подготовки инженерных кадров для железных дорог Дальнего Востока и Сибири, прошёл путь от рядового ведомственного учебного заведения до крупного транспортного учебно-научного комплекса.

 

С деятельностью каждого ректора связан определенный этап развития вуза.

В период с 1937 года по 1949 год вуз (тогда Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта - ХабИИЖТ) возглавлял начальник строительства, в последующем начальник института, Тимофей Александрович Павленко. В эти годы было построено общежитие, где размещались также учебные аудитории и лаборатории (сейчас это учебный корпус №2). Жизнедеятельность института проходила в очень тяжелые годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. И тем не менее, задача открытия института, организации в нем полноценного учебного процесса была решена. Состоялось шесть выпусков молодых специалистов, которые сразу же включились в обеспечение бесперебойной работы железных дорог Дальнего Востока.

С 1949 г. по 1976 г. институтом руководил начальник, и затем ректор профессор Валентин Иосифович Дмитренко. В эти годы было завершено строительство институтского комплекса, в том числе главного учебного корпуса, лабораторного корпуса, общежития №2 и №3, спортивного корпуса с плавательным бассейном. Создан ряд новых факультетов, открыт полный спектр железнодорожных специальностей. Институт впервые заявил о себе не только как о кузнеце инженерных кадров, но и о своем научном потенциале,  направленном на решение актуальных проблем железнодорожного транспорта. В институте был организован инновационный подход в развитии и укреплении творческих связей с производством, предприятиями железнодорожного транспорта. Кадровое обеспечение работы транспорта Дальнего Востока и его развития подкреплялось научным сопровождением технического прогресса по принципу  «От идей - к научным школам, от научных школ - к производству». Впервые на Дальнем Востоке в институте был создан вычислительный центр, в учебный процесс и научные исследования начала внедряться вычислительная техника. Институт стал одним из передовых вузов отрасли.

За долгие своего годы становления и развития один из старейших региональных вузов,  основанный с целью подготовки инженерно-технических кадров для железных дорог Дальнего Востока и Сибири, - Дальневосточный государственный университет путей сообщения прошел путь  от скромного ведомственного учебного заведения до крупного учебно-научного центра. Своё предстоящее 70-летие вуз встречает в роли ведущего технического вуза Дальневосточного региона. Он по-праву занимает лидирующие позиции среди технических университетов страны в рейтинге Министерства образования и науки России.

Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. В нём, в частности, говорилось: «В целях  подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока,  организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек.

Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года...»

1 сентября 1939 г. начались учебные занятия. Преподаватели 3-х факультетов: механического, ЭЖД и СЖД - обучали 106 студентов. Из-за отсутствия своего помещения студентов направили в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Второй учебный год начался в сентябре 1940 г. уже в своём помещении (обучалось 310 студентов 1-го и 2-го курсов).

По итогам 1940-1941 учебного года ХабИИЖТУ присуждено 3 место среди транспортных вузов страны по итогам социалистического соревнования.

За 1941-1943 г., первые три года Великой Отечественной войны, в действующую армию по мобилизации и добровольно ушли 177 студентов, рабочих и служащих института. К ноябрю 1942 г. на курсах и в кружках Осоавиахима в ХабИИЖТе было подготовлено 85 пулемётчиков, 84 автоматчика, 50 снайперов, 58 медицинских сестёр.

За первые пять лет существования вуза было создано 9 лабораторий и 14 кабинетов. Необходимым оборудованием они оснащались  с помощью предприятий и служб Дальневосточной железной дороги. Общая стоимость учебно-лабораторной базы в ценах того времени составила 800 тыс. рублей.

В марте 1942 г. образовано вечернее отделение с подготовкой инженеров по профилю института.

К 1944 г. институт насчитывал на трёх дневных факультетах: строительном, механическом, движения и грузовой работы - свыше 1000 студентов и около 75 человек профессорско-преподавательского состава.
29 июля 1944 г. состоялся первый выпуск: 84 инженера по ведущим специальностям - строительству железных дорог, паровозам и паровозному хозяйству, движению и грузовой работе. 16 из них получили дипломы с отличием. В честь первого выпуска инженеров 15 преподавателей были удостоены знака «Почётному железнодорожнику».

На 1 сентября 1945 г., года окончания Второй мировой войны, контингент студентов ХабИИЖТа составлял 1186 человек, преподавателей - 74 человека, в том числе 2 доктора и 21 кандидат наук.

В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая конференция с участием работников Дальневосточного округа железных дорог по внедрению разработанной в институте технической ступенчатой маршрутизации.

В сентябре 1954 г. вечернее отделение преобразовано в факультет с подготовкой инженеров по 7 железнодорожным специальностям.

В течение 1956-1957 г. на базе заочного отделения образован заочный факультет  с подготовкой инженеров по 12 специальностям с числом студентов-заочников 1458 человек.

В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр  на базе ЭВМ «Урал-2». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и ДВЖД.

Первым студенческим строительным отрядом  ХабИИЖТа стала «Энергия», образованная в апреле 1966 г. и насчитывающая 100 бойцов.

В сентябре 1967 г. учреждён факультет повышения квалификации (ФПК) для переподготовки руководящих кадров железных дорог Дальнего Востока.

За годы X пятилетки (1975 - 1980) среднегодовой выпуск инженеров составил 1145 человек, а за годы XI пятилетки (1981 - 1985) - 1205 человек.

1993 г. - ХабИИЖТ становится Дальневосточной государственной академией путей сообщения (ДВГАПС).

1997 г. -  ДВГАПС присвоен наивысший вузовский статус - университета. Вуз стал именоваться Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС).