Сахалинский краеведческий музей

Сахалинский краеведческий музей

Год выпуска: 19__?


Сахалинский краеведческий музей Сахалинский краеведческий музей Сахалинский краеведческий музей





Сахалинский краеведческий музей

В каждой культуре существуют разнообразные скульптурные сооружения, которые символизируют различные эпохи, относятся к той или иной религии, связанные с каким-либо событием, личностью и т.д. Эпоха Карафуто, (1905 – 1945 гг.) являясь неотъемлемой частью истории Сахалинской области, оставила многочисленное культурно-историческое наследие, среди которого особое место занимают  разнообразные скульптурные сооружения, обладающие не только культурной, исторической, но и религиозной ценностью.

Скульптура эпохи Карафуто ярко представлена сооружениями, располагающимися на территории синтоистских храмовых комплексов и, соответственно, носит сугубо религиозный характер.

Синтоизм (神道) синто  –  «путь богов»: син – «ками» (божество), то – «путь») – национальная религия японцев, вышедшая из анимистических верований древних жителей японских островов – формировался в течение многих столетий под влиянием различных этнических и культурных традиций. В связи с чем, синтоизм предполагает веру в «ками» –многочисленных божеств и духов умерших.

Особый интерес среди скульптурных сооружений храмового комплекса «дзиндзя» представляют «кома-ину» – скульптуры животных, отлитые из бронзы или высеченные из камня. С обликом невиданного животного, принесенного с Ближнего Востока и из Индии, пришли представления о его особой силе, способности противостоять всякой нечисти. Согласно верованию мифические существа защищали храм от сил зла и выполняли функции охранников, отгоняя злых демонов от храма, а также считались посланниками богов или их сопровождающими.

 

Данные скульптуры мифических животных с головой льва и телом собаки японцы назвали «кома-ину», что в переводе означает «корейский пес», а в простонародье – «шиши» (лев). Фонетический словарь японского языка «Кодзирин» (1966 г.) описывает «кома-ину» как «пришедшее из корейской культуры стилизованное изображение собаки». При этом если слово «ину» обозначает «собака», то «кому» – Когурё, одно из древних корейских царств.

В эпоху Хэйан (794-1192 годы) кома-ину ставили в императорской опочивальне, поскольку считалось, что изображения животных отгоняют злых демонов. Согласно другой гипотезе, размещение мифических скульптур в императорской спальне обусловлено верой в то, что собаки рожают без боли, поэтому беременные женщины ограничивались не только размещением «кма-ину», но и приносили им жертвы с молитвой об удачных родах. Японцы верили, что иногда эти собаки могут превращаться в очень сильных и высоких мужчин, преданных своим друзьям, отличных воинов, но несколько обиженных умом, лишённых живого воображения и легко впадающих в гнев.

Можно отметить, что эти фигуры олицетворяют нетрадиционное направление ваяния мифологических животных своими пропорциями и простой строгой отделкой. В такой же манере созданы каменные собаки, сидящие перед входом в храм Ясукуни дзиндзя в Токио.

«Кома-ину», как правило, устанавливались парами одинаковых животных, сидящих на задних лапах, но при этом их отличие заключалось в том, что одно из животных было изображено с открытой пастью, а другое со стиснутыми зубами. Как говорят японцы, один лев говорит «Ан», другой «Ун» и выражают при этом добро и зло. Парное изображение  «кома-ину»  помещалось как у входа в храм, так и на главной дороге к храму.

В настоящее время на территории юга острова Сахалин сохранились две пары «кома-ину»: первая – в г. Южно-Сахалинске на территории краеведческого музея, вторая – в г. Томари, где находятся остатки синтоистского храма Томариоро-дзинзя.

На фото: Томаринская школа, при входе которой сейчас стоят скульптуры «кома-ину»

На фото: Один из Томаринских «кома-ину»

Традиционное мифическое предназначение «кома-ину» нашло подтверждение среди поверий жителей города, по мнению которых каменным собакам присуще мистическое влияние на сооружения, перед которыми они устанавливались: пока стоят «кома-ину» – здание будет неуязвимо. Но, как показывает время, каменные стражи покинули храмовый комплекс «Тоёхара дзиндзя» – и он был разрушен (1950-е гг.); здание областного Дома офицеров сгорело в январе 1971-го после того, как «кома-ину» были перенесены на территорию современного краеведческого музея.

Доказательством мистической силы каменных собак также стало сохранение архитектурной самобытности здания краеведческого музея, построенного в классическом японском стиле от переоборудования его в больницу в середине 1950-х гг. и от ликвидации музея в 1971 г. как самостоятельного учреждения историко-культурного и просветительского характера.

 

Текст: Хахулина Л.В. и Поволкович Ф.А.