Ответил: Alex72
Sat Aug 29, 2015 10:27:26 am
|
Палеоайнский след в дюнах залива Пильтун Крупное историческое открытие сделали археологи Сахалинского госуниверситета. В прошедшем полевом сезоне 2014 года они установили, что древние айны (палеоайны) появились на Сахалине на два тысячелетия раньше, чем считалось долгие годы. И населяли они не только южную и центральную, но и северную часть острова. Доктор исторических наук, профессор Александр Василевский рассказал, что позволило сахалинским ученым прийти к столь сенсационным выводам. В ходе раскопок в 2013 и 2014 годах на песчаных дюнах залива Пильтун на северо-востоке острова ученые СахГУ обнаружили в полукилометре друг от друга поселения трех разных археологических культур: пильтунской, набильской и кашкалебагшской. Все они относятся к первому тысячелетию до нашей эры и иллюстрируют эпоху палеометалла (древнего металла). В этот период люди пользовались преимущественно орудиями из камня и кости, но постепенно металл входил в обиход. Изделия из бронзы, железа посредством обмена привозились на Сахалин с запада, из Приамурья и Приморья, где металлургия известна с 11 века до н.э. Ранее было установлено, что истоки пильтунской и набильской культур находились в Восточной Сибири, откуда происходят две очень разных гончарных традиции - пильтунцы изготавливали шаровидные сосуды с отогнутым венчиком, набильцы – остродонные горшки с открытым устьем. И те, и другие орнаментировали свои изделия разными узорами из оттисков гребня. Судя по полученным учеными радиоуглеродным датам, культуры эти соседствовали друг с другом не только в пространстве, но и во времени - от 200 до 300 лет в 5-3 веке до н.э. С кашкалебагшской культурой все складывалось непросто – ее исследователь и первооткрыватель кандидат исторических наук Вячеслав Грищенко успешно выделил ее как некий исторический феномен, имеющий такие яркие черты, как круглые дома-землянки, своеобразные угловые каменные скребки с зубцом для срезания мездры (слоя подкожной клетчатки на невыделанной шкуре животных), плоскодонные сосуды с шнуровым орнаментом, обязательно обсидиан - вулканическое стекло с месторождений в горах японского острова Хоккайдо - и украшения из янтаря. Близость кашкалебагшского комплекса палеоайнской культуре сначала показалась ученым невероятной – всегда считалось, что так далеко на север южная традиция, сочетающая оттиски шнура на керамике и обсидиановые наконечники и ножи, не доходила. Отдельные находки палеоайнских предметов ранее воспринимались как случайность, предмет обмена, временная стоянка. Еще больше поразило обнаружение Грищенко под полом одного из жилищ останков погребенного мужчины с сопроводительным инвентарем - наконечниками стрел и все теми же скребками – возраст находки - 5 век до н.э. Такой обряд вовсе не характерен для народов Севера. Сомнения разрешились окончательно летом 2014 года, когда археолог Александр Можаев в раскопках на стоянках у мыса Островной установил еще одну составляющую гончарства кашкалебагшской культуры - известный всему научному миру сплошной веревочный оттиск, своего рода визитную карточку палеоайнского гончарства. Кстати:Историко-культурная общность дзёмон (дзё - веревка, мон – оттиск – яп.), давшая начало культуре айнов, в течение 10 тыс. лет развивалась на огромном пространстве от Окинавы (Япония) до Камчатки, и, как теперь выясняется, в 13-3 вв до н.э. захватывала весь Сахалин. Нельзя не отметить, что стоянки палеоайнов на Южном Сахалине ученые из СахГУ изучают уже около 30 лет, за это время следы пребывания этого древнего народа обнаружены на мысе Кузнецова, на мысе Крильон, в урочище Южная, на мысе Свободном, на Тёплых озерах, у села Стародубского… Но все это юг, и считалось, что предки айнов приходили сюда набегами и уходили назад, теснимые северянами. Наверное, было и такое, но находки последних лет на мысах Кашкалебагш и Островной в заливе Пильтун и три десятка довольно древних радиоуглеродных дат позволяют сказать твердо – айнов наряду с нивхами и тунгусскими этносами следует считать одними из древнейших народов Дальнего Востока России. «Долгое время считалось, что айны пришли на Сахалин в 17 веке, затем было установлено, что они прибыли на Сахалин в 13, затем в 10 веке… Нынешнее открытие не только отодвигает историю формирования сахалинского крыла айнского народа в рубеж каменного века и века металлов, но и определяет залив Пильтун как северную точку их исторического расселения», - отметил Василевский. Сравнив керамические изделия с веревочным оттиском, найденные в разных местах Сахалина, ученые выделили четыре локальных керамических стиля: крильонский, анивский, стародубский и кашкалебагшский. Различия касались состава керамики, конфигурации сосудов, степени распространения оттиска. По мере удаления на север стиль палеоайнской керамики становился все строже, орнамент терял характерную для дзёмона пышность. Но на всех стоянках устойчиво повторялась древнеайнская триада: верёвочные оттиски на керамике, хоккайдский обсидиан для орудий труда и сахалинский янтарь для украшений. Партнер археологов из СахГУ известный в Японии химик и профессор Масааки Огасавара, заинтересовавшись результатами сахалинцев, проанализировал особенности химического состава янтарных бус из раскопок на Хоккайдо – в восьми музеях обнаружен характерный стародубский янтарь красного цвета. Если соединить точки, где археологи обнаружили сахалинский янтарь, получится линия длиной в 1200 км - древний путь солнечного камня. «Для древних айнов был важен доступ к янтарю как к предмету обмена, - утверждает Василевский. - Что они могли получать с севера? Наверное, просо, его в это время уже выращивали в соседних с островом регионах, но главное, металл – железо в культурном слое набильской культуры обнаружено Павлом Пашенцевым в 2013 году. Это факты, а не догадки. Археология наука точная». По словам ученого, находки прошлого сезона имеют особую значимость для изучения истории происхождения островных народов. Не все данные пока сходятся между собой, не все они объясняют и дополняют друг друга, напротив, иногда даже противоречат. Однако в результате многолетних исследований на Сахалине родилась новая научная концепция: в 1 тыс. до н.э. одновременно на острове жили три разных народа, в том числе предки айнов. Сахалинские айны как особая, северная ветвь айнского народа формировались в течение длительного времени. Их культура во многом отличалась от той, что известна у айнов Хоккайдо. Отчего же обычно весьма осторожные ученые столь уверенно комментируют описанное открытие 2014 года? Дело в том, что в последние годы археологов Сахалинского государственного университета и их коллег с кафедры археологии Токийского университета связывает тесное сотрудничество, ежегодные совместные раскопки и академические обмены, общие эксперименты, публикации и конференции. Токийские ученые, являющиеся безусловными авторитетами в изучении культуры дзёмон, безоговорочно признали открытие палеоайнского следа на Северном Сахалине, и на прошедшем в январе 2015 года семинаре поздравили сахалинцев с научным успехом. По словам Василевского, сделанное открытие позволяет с большим оптимизмом изучать период палеометалла, поскольку появляются новые ключи к истории народов Дальнего Востока. В настоящее время в совместной лаборатории археологии и этнографии СахГУ и ИАЭТ СОРАН готовятся две кандидатские диссертации, несколько научных статей, монография о Сахалине в 1 тыс. до н.э. и учебник по археологии островного мира Дальнего Востока. Все это стало возможным в том числе и в результате открытий последних полевых сезонов. Наверное, здорово, что в открытиях принимают участие не только состоявшиеся ученые, но и научная молодежь – аспиранты и студенты СахГУ и их зарубежные партнеры. Керамика типа дзёмон на косе Пильтун Керамика раннего железного века на северном Сахалине Фото предоставил А. Василевский Автор текста: Наталья Примака
|