Автор: Alex72
Sat Aug 29, 2015 10:39:47 am
Views: 1808
|
Агнево Поселок Агнево располагался в 3-х км от устья, в пойме реки Агнево, на правом берегу. Находится в западной части центрального Сахалина. Исток реки Агнево расположен в 21 километре от села Онор на северном склоне горы Дивизионная, в северной части Камышового хребта на высоте около 830 метров над уровнем моря. Отсюда река течёт по горному ущелью на север, постепенно отклоняясь на северо-запад. Устье реки расположено на берегу Татарского пролива между мысами Маркевича и Фуругельма в 35 километрах от города Александровск-Сахалинский. Поселок образован в 1893 году в связи с развитием лесной промышленности на Сахалине. Возник также вблизи нивхского стойбища. Население было занято в лесной отрасли (заготовка, сплав по реке, погрузка на судно) и приусадебном сельском хозяйстве, В Агнево существовал рыболовецкий колхоз "20 лет Октября". Инфраструктура поселка была представлена школами (начальной и средней), пекарней, отделением связи, магазином, больницей. В поселке существовало ремесленное училище, интернат.
|
Ответил: Alex72
Mon Jan 25, 2016 10:32:50 am
|
Агнево-рудник. Подготовка площадки для транспортировки паровозов вертолетами. История: Узкоколейная железная дорога Агнево-Рудник — Агнево-Берег. Местонахождение — посёлок Агнево. Узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза угля из шахты (Агнево-Рудник) причалу на берегу Татарского пролива (Агнево-Берег). Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 3 километров. Узкоколейная железная дорога была построена в 1940 году. На ней работали два паровоза, один из них — серии 159. В 1945 году шахта была законсервирована из-за нехватки рабочей силы и низкой рентабельности. Предпоположительно, её работа не возобновлялась. Паровозы с шахты не вывозились. В 1980-х годах оба паровоза были обнаружены группой туристов. Позднее туристы из Александровска не раз осматривали паровозы. Цитата из публикации «КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (По краеведческим экспедициям 1991-1994, 1997 гг.)» : В этот же временной промежуток делались попытки открыть наконец-то Агневский рудник, например, решением №10 V Пленумом Широкопадского РИК от 15.12.1938г. постановлено: ... 4. С мая 1939г. приступить к строительству пристани п.Агнево-Рудник Берег и узкоколейному пути к п.Агнево-Рудник. .., Железная дорога все же была героическими усилиями в 1940г. построена и по ней было вывезено на берег 25000 т угля. В 1940г. введено в эксплуатацию 402м2. Поселок Агнево-Рудник насчитывал на то же время 742 человека, из них 243 чел. Трудящихся. В среднем на 1 чел. Приходилось 3,25м2 жилой площади. На строительных работах было задействовано 77 чел., вместо 90 по плану. В 1940 г. на шахту поступил узкоколейный паровоз, именно он и перевозил уголь от шахты на берег по вновь построенной дороге длиной 3 км. В такой обстановке были прожиты 1941-1944гг. ... 18.07.1997 г. Радиальный маршрут м.Круглый — з.п. Агнево-Рудник. Цели: 1. Найти паровозы узкой колеи, находящиеся в районе з.п.Агнево-Рудник, ознакомиться с их состоянием (техническим). ... Участок маршрута насыпь ж/д. Расстояние 2100 м. Азимут движения 700-750. Время в пути 45 минут. Насыпь узкоколейной ж/д проложена по левому склону распадка, перепады высот по насыпи незначительные. По центральной части насыпи тропинка, на насыпи травянистая растительность местами высокая и густая. Местами попадаются рельсы и шпалы от ж/д., ширина головки рельса 4,5 см. Постепенно происходит уменьшение высоты насыпи, через 1050 м на насыпь справа по ходу движения выходит давно пробитая лесовозная дорога. Паровозы находятся в 3000 м по насыпи от берега слева по ходу движения, в 10 м от дороги, в русле заболоченного ручья. Объект №1. Паровоз узкой колеи. Габариты 6,50 х 1,75 х 2,45. Положение объекта: лежит на левом боку, передняя часть ниже, чем задняя. Положение с ЮЗЗ на СВВ. Краска с корпуса слезла, корпус покрыт ржавчиной. Надписи: на передней части рамы между котлом и сцепкой цифры “4-78”. Объект №2. Паровоз узкой колеи. Габариты 6,50 х 1,75 х 2,45. Положение объекта: с ЮЗЗ на СВВ. Стоит в рабочем состоянии с наклоном на левый бок. Краска с корпуса слезла, корпус покрыт ржавчиной. Надписи: на передней крышке котла в верхней части по окружности буквы «. С. Р» (очевидно, надпись «С.С.С.Р.»). Зарисовав, сфотографировав и засняв на видеокамеру объекты, были изъяты таблички завода-изготовителя. В 2008 году паровозы были вывезены из Агнево с помощью вертолёта. После реставрации один из паровозов (159-4-78) поступил в музей железнодорожного транспорта, расположенный в Южно-Сахалинске, вблизи железнодорожного вокзала. Второй, по неподтверждённым данным, должен быть перевезён в Коломну. Публикация «Агневский труженик», газета «Советский Сахалин», 2008 год, автор — Л. Степанец На выставочной площадке станции Южно-Сахалинск появился миниатюрный паровоз. Выкрашенный свежей краской в контрастирующие черный, красный и белый цвета, он словно сошел с картинки. Узкоколейный маневровый удачно вписался в арочный проем многотонного горнопроходческого щита, тоже ставшего музейным экспонатом-2008. В таком ракурсе локомотив эффектно смотрится, он будто выезжает из тоннеля, построенного или реконструированного с помощью щита. Экспонату 71 год. Этот паровоз построен в 1937 году на Новочеркасском локомотивостроительном заводе им. С. Буденного и в 1940-м отправлен на вывозку угля из Агневского рудника Александровского района в помощь другому маневровому, выпущенному Коломенским заводом в 1930 году. После ликвидации японской каменноугольной концессии рудник «Агнево» простаивал несколько лет. Ставилась задача с мая 1939 года начать строительство пристани на берегу и узкоколейного пути к руднику, чтобы запустить его в работу. К 1940 году ценой героических усилий населения Агнево была проложена железная колея. По ней до конца того же года новочеркасский локомотив вывез для погрузки на плавсредства 25 тыс. тонн угля. В военное лихолетье обе машины трудились на технологической цепочке «рудник — берег». А в 1945-м угольное предприятие было законсервировано, локомотивы были оставлены у угольных складов. В 1980-х годах краеведы из турклуба «Пилигрим» Е. Первухина и М. Лозовой, а также экспедиция областного краеведческого музея под руководством В. Шубина обнаружили лежавшие на боку, покрытые толстым слоем ржавчины паровозы в заболоченном русле ручья, заросшего ольхой, березой и высокотравьем. Возникла идея спасти эти памятники трудовой славы сахалинцев и установить коломенский локомотив на территории областного краеведческого музея, а новочеркасский — в Александровском филиале этого же музея. Но осуществить задуманное не удалось. Лишь в 2007 году начальник Сахалинской железной дороги С. Тишкин, узнав об агневских локомотивах, решил определить их в музей островной железной дороги. В Александровск-Сахалинский район были откомандированы начальник административно-хозяйственного отдела управления дороги С. Гришин и помощник начальника дороги Е. Ермаков. Они оценили обстановку, подготовили вертолетную площадку. Винтокрылый Ми-8 по очереди доставил 14-тонные машины на станцию Онор. Там их погрузили в полувагоны и привезли на тепловозовагоноремонтный завод областного центра. Реконструкцией занялись мастера ООО «Проект-17». На восстановление новочеркасского локомотива ушло три месяца. Как рассказал директор музея Ю. Проселков, второй паровоз будет установлен на территории завода как памятник истории железнодорожной техники. Столь бережному отношению к прошлому у тружеников островной магистрали можно только поучиться. По инициативе С. Тишкина они собрали уникальную коллекцию отечественной и японской техники, аналогов которой в России нет. ============================= Комментарий Г.Смекалова: Конечно, местные краеведы знали о существовании двух паровозов 1930 и 1937 годов выпуска недалеко от заброшенного поселка Агнево-рудник. И на протяжении около 20 лет пытались решить вопрос о вывозе их для экспонирования в музейных комплексах. Основная проблема, связанная с проектом, была финансовая. Отсутствие подъездных путей и расстояние 6 км от береговой линии, 12-тонный вес каждого паровоза оставили возможность использования только лишь дорогостоящей тяжелой вертолетной техники. Попытки найти спонсоров (в том числе и за рубежом) не дали положительного результата. Да и время было сложное для решения подобных финансовых вопросов. В Сахалинском областном краеведческом музее с начала 1990-х хранится проектно-сметная документация на вывоз паровозов с Агнево-рудника. Надежда на положительный исход появилась в 1997 году, когда к решению вопроса подключилась ТКК «Пилигрим». (Вестник Сахалинского музея. № 6 Ю-С., 1999. с 350-355). Почти во всех мероприятиях «Пилигрима» в районе принимали участие александровцы. В частности, Валерий Павлович Рузанов, который подготовил и краеведческое исследование по данному вопросу. Понадобилось ещё 10 лет на подготовку этого события. И огромное спасибо всем кто в нем участвовал. То, что один из паровозов остался на Сахалине и все желающие могут его разглядеть и прикоснуться к трудовой славе дедов — просто замечательно! По состоянию на 2010 год, местонахождение второго вывезенного из Агнево паровоза установить не удалось.
|