• » Города и поселки Сахалина » Анивский городской округ » Маяк Анива

  • Добро пожаловать на форум,пожалуйста залогиньтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить сообщения на форуме.
  • Alex72
    Автор: Alex72
    Mon Nov 30, 2015 2:14:06 pm
    Views: 742


    Маяк анива, установлен в 1939 г.

    В период губернаторства Карафуто на Южном Сахалине был осуществлен самый оригинальный технический проект при строительстве маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива). Маяк Анива был установлен в 1939 г. на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. В XIX веке у японских рыбаков даже существовала легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко. Вместе с тем район мыса был весьма оживленным морским перекрёстком. В конце XIX века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих в Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. После гибели германского парохода «Космополит», разбившегося недалеко от мыса Анива летом 1898 г., в печати стали появляться предложения о строительстве на мысах Терпения и Анива маяков, подобных Крильонскому. Только исключительно тяжелый характер береговой линии в этом районе долго не позволял осуществить задуманное. Автором проекта маяка Анива был японский инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Это был его третий маяк – самое сложное техническое сооружение на всем Сахалине и одно из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. После окончания строительства точная копия маяка была преподнесена в дар императору Японии Хиросито. Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы надо было доставлять сюда морским транспортом в условиях всегда неспокойного моря. С этой задачей блестяще справился экипаж «Рошу-мару», единственного корабля, занимавшегося обслуживанием маяков империи и обеспечением строительства маяков. Построенный маяк представлял собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй – радиорубка, аппаратная и вахтенная. На третьем, четвертом и пятом этажах были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели небольшие круглые окна – иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом – механизмы пневматической сирены, на восьмом – склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник – гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили. Штат служащих состоял из четырёх человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские «маячники» в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных – для специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги, которая полагалась работникам маяков как государственным служащим. В ходе освобождения Южного Сахалина русскими войсками пострадал и маяк на мысе Анива – снарядами были повреждены линзы и башни маяка. В первые же послевоенные годы было начато его восстановление. В 1965 г. маяк пострадал от жестокого шторма, за жизнь маяка боролись начальник смены И. В. Нижник и техники А. Улыбышев, Г. Волнорезов, В. Емельянов, М. Нижник. Повреждения были серьёзными, требовался капитальный ремонт. Был поставлен новый радиомаяк, установлены танки для топлива и воды, устроено местное водяное отопление. В 1989 г. на маяке была установлена отечественная оптическая система диаметром 1 000 мм, сила света лампы составляла 1 000 кандел. В 1990 г. из-за тяжёлых условий жизни на маяке, труднодоступности, сложностей с доставкой людей, снаряжения и продуктов питания обслуживающий персонал с маяка был снят. На маяке установили изотопный термоэлектрический генератор, он был переведён в автоматический режим.

    Показано с 0 по 0 из 0 (всего 0 страниц)