• » ГОРОДА И ПОСЕЛКИ САХАЛИНА » Тымовский городской округ » Ульва

  • Добро пожаловать на форум,пожалуйста залогиньтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить сообщения на форуме.
  • Alex72
    Автор: Alex72
    Mon Jun 30, 2014 11:24:57 am
    Views: 2656


    ImageУльва — село в Тымовском городском округе Сахалинской области России, в 52 км от районного центра.
    Находится на берегу реки Ульвы.
    По данным переписи 2002 года постоянного населения нет.

    Alex72
    Ответил: Alex72
    Mon Jun 30, 2014 11:27:08 am


    Очень интересная история поселка Ульва написанная учеником 9 класса


    Сахалинская область
    Управление образования МО «Тымовский городской округ»
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    « Средняя общеобразовательная школа с.Арги-Паги»

     ИСЧЕЗНУВШИЕ ПОСЕЛКИ ТЫМОВСКОЙ ДОЛИНЫ
     
    ЕСТЬ НА КРАТЕ ПОСЕЛОК…

      

    Работу выполнил:Газетдинов Владимир Александрович,
    ученик 9 класса
    МБОУ СОШ с.Арги-Паги
    Научный руководитель:Кухарь Светлана Ивановна,
    учитель истории, обществознания
    МБОУ СОШ с.Арги-Паги

     
     Арги-Паги 2014
    СОДЕРЖАНИЕ
        СТР.
      ВВЕДЕНИЕ  
    ГЛАВА 1 КОЛОНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА
    НА САХАЛИНЕ
    6
    1.1 Посты, деревни, селения 6
    ГЛАВА 2 НЕТ НА КАРТЕ СЕЛА 10
    1.1 История села Ульва. Жизнь людей в поселке. 10
    1.2 Исчезновение поселка 15
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
     
      
    ВВЕДЕНИЕ
     

    К моменту образования Тымовского района насчитывалось в нем 24 населенных пунктаНа сегодняшний день в районе существует их  18. Меня заинтересовал вопрос: а куда же делись остальные села, поселки?  Ведь  это не просто земля и дома на ней, это, прежде всего ее жители. Мы знаем, что многие  поселения могут  быть разрушены стихией, или войнами, но люди вновь отстраивают их. А эти маленькие деревушки исчезлитак как будто их и вовсе не было. Когда и почему? 
     Наши предки любовно, со знанием дела выбирали места своего поселения. Потому маленькие деревеньки стояли на красивых, защищенных от холодных ветров местах. Каждое название, из несуществующих населенных пунктов, звучит, словно народная музыка, указывает на особые приметы тех мест, где стояла деревенька.
                       Можно бесконечно много говорить о патриотизме и любви к Родине, но я думаю, что Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. Следовательно, очень важно не быть Иванами, не помнящими родства.
    Для человека, у которого нет Родины, нет и истории этой Родины. А значит, он теряет невидимые нити, связывающие поколение с поколением, теряет часть себя, причем самую лучшую – нравственную, духовную. 
                    Нельзя утверждать, что любишь Родину, не любя своей деревни. Именно с малого начинается большое. А знаем ли мы историю своего края, района, своего поселка – места, где мы родились, росли, где живем, где жили наши родители, бабушки и дедушки? Сколько с ними связано было судеб крестьян, сколько радости и забот. Они вычеркнуты из списка живых. Я считаю, что район стал без них гораздо беднее. На месте  многих деревень – одни разрушенные фундаменты, поросшие бурьяном и крапивой, всем было бы трудно прожить без деревни.
    Актуальность своей работы я вижу в том, что  Ульва не единственный поселок, исчезнувший в нашем районе. А сколько их, исчезнувших деревень и поселков на всей территории России? Их никто никогда не считал, а надо бы. Ведь их строили люди, они вкладывали в них свои души, они жили и творили историю.
    Своей работой я хотел показать, что люди привязываются к своему месту жительства и как, потом тяжело с ним расставаться. Что же это за место, которое так притягивает людей? Почему поселок, расположенный на территории Тымовского района  так много значил для многих жителей с.Арги-Паги? Почему поселок Ульва перестал существовать? Ответы на эти вопросы и стали предметом моей исследовательской работы.
    Объектом исследования стала история с. Ульва и жизнь его жителей.
    Цель моей работы восстановить историю села Ульва Тымовского района,   и узнать причины, по которым произошла гибель поселка.
    При исследовании данной темы мной были поставлены следующие задачи:
    Изучить вопрос заселения территории Сахалина: типы заселения, виды расселения жителей Сахалина.
    Восстановить историю села Ульва, опираясь на память ее жителей.
    Описать жизнь  жителей с. Ульва
    Выяснить  причины  исчезновения с. Ульва
          Работая над данной темой, я использовал следующие методы:
    Теоретические : изучение литературы по теме исследования, анализ и ее синтез.
    Практические:  опрос,  работа с фотографиями, систематизация и обобщение полученных данных.
                    Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее материал можно использовать на уроках краеведения, истории, внеклассных мероприятиях.
     

    ГЛАВА 1.КОЛОНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА НА САХАЛИНЕ
     
                    В середине XIX века русский колонизационный поток докатился до Сахалина. Начиная с конца 50-х годов XIX века с материка доставляются небольшие партии ссыльных для добычи каменного угля для нужд морского флота. Отработав какое-то время,  часть осужденных оставалась на острове, строили дома, обзаводились хозяйством, другие покидали его. Оставались на острове выходившие в запас солдаты, промышленники, торговые люди.
    В 1868-1869 годах правительство предпринимает попытку прислать на остров вольных поселенцев, которым оказывается  материальная помощь. Эта группа , в 100 человек,  открыла процесс добровольного крестьянского переселения на Сахалин.
    Указ 1869 года, о превращении Сахалина в место каторги , изменил не только демографическую ситуацию в последствии на острове но и колонизационную судьбу его в целом.
     
    1.1.Посты, деревни, селения.
     
    Принудительные методы заселения острова оказали существенное влияние на расселение жителей, развитие типов сельских поселений, процесс и темпы их образования, застройку. Стихийность в расселении, основании и закрытии поселений, их планировки исключалась. Так как весь процесс находился под контролем местной администрации.[1]
    В 50-70 –е годы XIX века, в период пионерного российского заселения, населенные пункты располагались по морскому побережью и берегам рек, тяготея к их устьям. На морских побережьях были построены первые опорные пункты расселения- военные посты. Вокруг них складывались первые сельские поселения. Одновременно происходили миграционные движения от моря, от портов, в  глубь острова. Таким образом, были заселены Александровский и Корсаковский округа. Заселение долины реки Тымь произошло в 1878 году, когда был преодолен горный хребет, разделявший в дальнейшем Александровский и Тымовский округа, основано первое поселение- Мало- Тымово.
    В результате такого расселения на территории острова сложились три центра заселения: район поста Дуэ, на западном побережье – Александровский округ, долина реки Тымь в центральной части Сахалина- Тымовский округ, долина рек Такоэ и Сусуя на юге- Корсаковский остров[2]
                    В 80-е годы XIX века  с освоением внутренних районов образовывались поселения притрактового типа. В центральной части острова была построена магистральная дорога от поста Александровского до селения  Рыковского. Строительство тракта сопровождалось его быстрым заселением- Верхний Армудан, Нижний Армудан, Первое, Второе,Третье Арково. Тракт продолжался  в сторону  северной и южной  части острова. От  поселений в сторону от центральной дороги, в тайгу, распространялись новые населенные пункты. В начале XIX  века их насчитывалось 132 строения.
                    В архивных и литературных источниках часто встречаются следующие названия поселений: военный пост, поселение, селение, выселок, деревня, заимка, рыбалка.  Самым распространенным  и характерным типом сельского поселения на острове было селение. Им обозначали практически любое заселенное место. До того как появилось название «селение», был распространен термин «поселение», т.е обжитое, заселенное место.[3]
    Какие бы изменения не претерпевали сахалинские поселения в своем развитии, как бы не менялись их размеры и функции, они по –прежнему именовались- « селение». Например Рыковское- это селение и административный центр Тымовского округа.
    Военные посты являлись самым ранним типом  поселений. Они являлись ключевыми пунктами с 1853 года, выполняя  функцию административно-стратегических центров. Впоследствии  посты теряли свое стратегическое  значение и становились гражданскими поселениями, центрами угледобычи или администрации.[4]
    Слобода  во второй половине XIX  века была « неукрепленным поселением с неслужилым населением»ее жителями были вольные поселенцы и ссыльные, окончившие сроки наказания, селившиеся за пределами постов, стремившиеся быть подальше от тюрьмы.( Александровская слобода, Касьяновская слобода, Корсаковская слобода).
    На Сахалине деревни существовали до массового привоза сюда осужденных. В Корсаковском округе, в 1869-1870 гг, существовало три деревни, в которых проживали вольные переселенцы с материка- «Такойские крестьяне».[5]
    Отсутствие термина «деревня» в конце XIX века, красноречиво свидетельствует о том, что процесс колонизации острова имел специфических характер. Отсутствовало вольное крестьянское заселение. Вольные поселенцы образовывали деревни, ссыльные поселенцы селились в поселениях. После отмены каторги в официальных документах опять появляется термин « деревня». Его стали употреблять по отношению к небольшим, уже заселенным поселениям, которые ранее обозначались как селение.[6]
                     К малодворным поселениям острова относятся станки. Это поселения притрактового типа, жители которых обслуживали тракт и занимались сельским хозяйством. Станки –  своего рода дорожные станции, способствовавшие  налаживанию ямской службы, регулярного почтового  сообщения, перевозки грузов. На станках были постоялые дворы, почтовые станции. Они располагались в глухих местах, нередко в неблагоприятных для проживания,  и ведения сельского хозяйства. Станок мог состоять из одного крестьянского хозяйства, например станок Невский в центре острова.
    На острове существовали не только постоянные, но и сезонные  поселения. Сезонные поселения, ориентированные на проведение летних сельскохозяйственных работ назывались заимками, рыболовецкие поселения – рыбалками, связанные с охотой – зимовьями. Возникали такие поселения по инициативе самого населения. Сам термин « заимка» означал, занятие  и присвоение бесхозяйственной, пустопорожней земли.[7] 
    Таким образом, в период процесса колонизации острова Сахалин  в конце XIX века выделяются следующие типы заселения: пионерное заселение, притрактовое заселение. Основными типами расселений жителей были: военные посты, поселение, селение, слобода, станки, рыбалка, заимка, деревня.
     
     
    ГЛАВА 2 НЕТ НА КАРТЕ СЕЛА
    История села Ульва. Жизнь людей в поселке
     
         Для Вселенной 100 лет  - лишь мгновение, пылинка сквозь миллионы лет, но для человека – это целая жизнь из тысячи обычных дней и минут, заполненных повседневными делами и заботами. Жизнь, насыщенная событиями, переживаниями, бурная, полноводная, как река во время разлива.
         Какая же она, наша малая Родина? Как она выглядит? Мы пройдём по селу, приглядимся к ней, прислушаемся.
    Установить точную дату возникновения села Ульва не удалось. Приблизительно это 40-50  –е годы XX века. Ульва  в переводе с нивхского языка означает  «селение наверху».[8]
    Село Ульва располагалось между сопок. Река Ульвинка протекала вдоль всего поселка. В реке купались летом, ловили форель, зимой катались по льду или смотрели сквозь лед на воду. Это было очень интересно смотреть на дно речки, как будто в окно. Вода  в речке была очень холодная. Весной она сильно разливалась и доходила до  дороги в поселке. Было  много зелени. Он весь в ней просто утопал, дома просвечивались сквозь деревья. Зимой было очень много снега. Стояли сильные морозы – 450, но было не так  холодно. Ветра практически не было, так как поселок находился в долине и в окружении  леса. [9]
    Жители ходили  в лес за грибами, которых было так много, что  «за один раз можно было накосить целый  ЗИЛ», собирали ягоду,  черемшу. Весной кругом цвела черемуха, багульник. Все ульвинцы в один голос выражали свой восторг красотой природы. «Вы даже не можете себе представить какое удовольствие смотреть на всю эту красоту и вдыхать воздух,  самый сладкий, самый неповторимо свежий и насыщенный ароматом лесных трав и цветов. Слышать щебет птиц»,- так говорит  О.А. Михайлова в своих воспоминаниях.[10]
    В 1949 году поселок представлял собой один дом  и много палаток. В течении зимы  жили в палатках, затем стали строить дома сами переселенцы.
    В конце 50-х годов поселок оставался небольшим по количеству домов, но в нем проживало около 500 человек, а к концу 70-х -1000 чел. В  поселке были деревянные дома, на одного, двух хозяев. Дома были без удобств. Водопровода в поселке не было, она подвозилась водовозками. Часто зимой для хозяйственных нужд топили снег.
    Жизнь в 70-е годы кипела. Жили очень дружно и весело. Все друг другу помогали. Все мужчины работали на Нижнетымском леспромхозе. Лес вывозили в Верхнетымский леспромхоз, а потом сплавляли по реке Тымь в п. Арги-Паги. Позднее был построен подвесной мост, который связал с п. Арги-Паги (железнодорожную станцию Альба и Ульву).[11]
    В поселке была своя электростанция, которая работала до 12 часов ночи, а потом свет выключали. По праздникам  его давали до 1 часа ночи, или на всю ночь.  В поселке была контора, в которой старшим бухгалтером работала моя мать – Тимофеева Нина Павловна. Кроме нее еще работало 4 человека.
    Бухгалтером работала Бессонова Анна Степановна, кассиром – Афанасьева Александра Алексеевна, а еще и нормировщик и экономист. Но я не помню, как их звали. Начальником участка был Курганский Анатолий Васильевич.  Был гараж, где стояли машины, на которых рабочие ездили работать на нижний склад «ХУМА». Находились там и «Мазы», на которых возили лес с Бубновки на нижний склад. Ежедневно ездил автобус в п. Тымовское.[12]
    Население поселка росло. Были своя школа- восьмилетка, детский сад-ясли, склады ОРСА, конюшня контора, медпункт, 3 магазина( два продуктовых , один промышленный), клуб, библиотека. В 80-е годы XX столетия в поселке был построен крольчатник, затем открыли птицеферму.[13]
    Детский сад-ясли располагался в трех домах. В одном доме были ясли, а за школой находились еще два дома, в которых находились младшая и старшая группа садика.[14]
    «Вначале я работала  нянечкой в яслях, а затем заведующей. Когда нас в 1979 году переселили в п. Арги-Паги , я еще несколько лет ездила работать на Ульву, до тех пор, пока детские ясли не закрыли».[15]
    Школа была восьмилетней. Деревянной. В ней было всего четыре кабинета, которые выходили в большой квадратный коридор,  была учительская и раздевалка. Учились  в ней в две смены. В первую смену учились 4 класса и во вторую тоже 4 класса.[16]
    Директором школы была Марченко Мария Николаевна. После того, как был закрыт поселок  она  долгое время работала в с. Молодежное – учителем немецкого языка. Помню, как к нам после института приехала молоденькая учительница, красавица – Гаврилова Нелли Федоровна. Она преподавала русский язык и литературу.  Все наши мальчики были влюблены в нее. Переехав в п. Горки работа в школе. Работала  директором школы в с. Молодежное.[17]
    Рядом была столовая, в которой питались люди и кормили учеников. . В столовой работали тетя Рая Образцова и тетя Таня Сергеева.[18] Школьные  мастерские, в которых  мы работали на уроках труда, располагались рядом со столовой. И мальчиков и девочек учили пилить, строгать, работать на станках. Возле школы был стадион. На стадионе проходили соревнования по футболу, волейболу. На соревнования приезжали спортсмены из других поселков – Альбы, Иркир. А мы ходили смотреть и болеть за своих – ульвинских. Играли взрослые – наши отцы и братья.[19]
    Днем учились, а после школы бегали за 2 км кататься на лыжах на Горелую сопку или речку Ульвинку кататься на коньках. Вечером с родителями ходили в кино.
    Клуб был маленький, и ребятня сидела на ступеньках сцены. Уже позднее построили большой клуб и приглашали художников расписывать фойе.[20]
    В клубе проходили все праздники, концерты. Занимались художественной самодеятельностью. Ездили с концертами в другие поселки, а так же и к нам в клуб приезжали известные артисты. Пели под гармошку, баян. Танцы были под пластинки. Кино показывали  каждый день.[21] Перед сеансом в фойе клуба люди играли в бильярд, домино, шахматы, в шашки, в теннис. Были свои чемпионы по шашкам. Это –  Иван Дементьев.  Кто-то просто поиграть приходил, кто-то кино посмотреть. Так же в здании клуба была библиотека.[22]
    Помню праздники, где гуляло все село. Очень торжественно проходили голосования. И взрослые, и дети одевались особенно, желательно во все новое и шли голосовать. Весь день играла музыка. По вечерам мы, молодые девчонки ходили по поселку и пели. Ребята собирались компаниями и играли на гитарах.[23]
    Жизнь в поселке шла своим чередом. Праздники проходили весело. Собирались на улице, пели, разговаривали, ходили, друг к другу в гости. В гости вообще можно было зайти к любому без приглашения. Все были рады. Дети никогда не ругались между собой. Все дружили, вместе играли в прятки, в казаки-разбойники, ездили на велосипедах: и маленькие и большие, все вместе. Ребята постарше приглядывали за малышами. Зимой строили крепости, пещеры из снега, делали горки, катались на лыжах, санках. Летом купались, ходили на р. Тымь. Когда шли на р. Тымь, дорога выглядела так, как- будто идешь по аллее парка[24].
    Помню, бабушка Спиридонова делала леденцы и продавала по 3 копейки. Было очень вкусно. Так же, помню, на Масленицу ставили большие столы, посередине ставили самовар, пекли блины и раздавали жителям. Праздники проходили очень дружно и весело. Гуляли с гармошками, пели песни. Люди были все добрые и приветливые.[25]
    Чтобы попасть в п. Арги-Паги нужно было пройти по подвесному мосту. через р. Тымь. Он был узким. По нему ходили только люди. «Сначала мне было страшно, но в тоже время интересно. Но потом этот мост смыло водой. И сделали другой подвесной мост, но уже по нему ездили машины.  Подвесных мостов было два.  Через один мост можно было попасть из п. Арги-Паги на Ульву. А другой был через р. Иркирка. Там рабочие, перейдя через мост, попадали на работу на нижний склад, где заготавливали лес. Сначала на автобусе их довозили до моста, они переходили мост, а другая машина встречала их на другом берегу реки и везла на работу»[26].
    Бывшие ульвинцы  относятся  друг к  другу как родные,  потому что их объединяет нечто большее, чем просто общая Родина. Их объединяет какой-то непонятный «дух доброты», совершенно особенный. Ведь в условиях суровой природы,  люди держались друг за друга, помогали друг другу, были более доброжелательными. И в результате складывалась открытая, добрая атмосфера. Я думаю что те, кто попадал в этот поселок, люди особенные и счастливые и никогда не забудут его.
     
     
    1.2 Исчезновение поселка
    Найти информацию о причинах закрытия поселка Ульва  в источниках не мне не удалось. Поэтому в своем исследовании опираюсь на воспоминания ее жителей. 
    «Думаю, закрыли его по многим причинам. Во-первых, мост через р. Тымь почти каждую весну смывало и его приходилось ремонтировать, во-вторых, лесной фонд исчерпал свои ресурсы, да и лес доставлять в Арги-Паги через мост (а он был подвесной) было накладно» .[27]
    «В 1970 году прекратили заготовку леса,  участок закрыли»[28] .
    «Когда участок стали закрывать, жителей начали переселять в другие населенные пункты, в основном в п. Арги-Паги».[29]
    Итак, почему же люди, так полюбившие свой поселок, уехали из него?
          Одной из причин закрытия поселка Ульва была связана с экономической деятельностью. Базовое предприятие по заготовке, транспортировке Тымский леспромхоз, было расположено в с.Арги-Паги. Экономически не выгодно было осуществлять подвоз рабочих из поселка Ульва в Арги-Паги, в весенний период необходимо было постоянно восстанавливать мост, соединяющий два поселка, через реку Тымь, прекратилась заготовка древесины в районе с.Ульва.
    В 1984 году жизнь в поселке Ульва прекратилась. Ее жители были переселены в поселок Арги-Паги.
    Вот так  закончилась жизнь самого прекрасного места на земле, места под названием село  Ульва. Это была прекрасная эпоха, прекрасная для тех, кто жил и преумножал богатства Родины, творил историю советского государства, защищал её национальные интересы на Дальнем Востоке.

     
     
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал, но особенно возрос он в последнее время. Люди всё чаще стали интересоваться историей своей Родины, как будто боятся что-то забыть, растерять в суматохе обыденных дней. Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают события, сведения об исчезнувших деревнях. Когда встречаешься с бывшими жителями деревень, ощущаешь какой-то особенный трепет. Но сегодня зачастую память о тех деревнях хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие в окна, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты домов, да ещё старики, жившие когда-то в этих деревнях.
    Цель моей работы было восстановить историю села Ульва Тымовского района, описать жизнь людей в поселке, узнать причины, по которым произошло его исчезновение, выяснить как  шел процесс колонизации острова, какие типы заселения существовали на Cахалине в период его колонизации в конце XIX века, какие типы расселения жителей существовали  в этот период.
    В ходе  моего исследования была проделана огромная работа  по сбору материалов по истории исчезнувшего поселка Ульва Тымовского района: опрошены ее бывшие жители, записаны воспоминания.
    Считаю, что  поставленную  цель и  задачи работы мне удалось достичь.
    Сегодня на карте  Сахалинской области   с.Ульва существует , но в реальности – это брошенные балки, брошенные дома. Люди покинули свои насиженные места, покинули свою новую Родину, которую волею судеб им дало, а потом и забрало все одно,  и тоже государство.
    Я думаю, что слова Сергеевой О.Б. выражают мнение всех бывших жителей поселка: «Посёлок не будет стоять на Земле – его уже нет, как бы ни больно это было осознавать. Есть брошенные балки.  Разрушенные дома. Воспоминания детства, отрочества, юности, молодости  нашей, наших родителей, наших детей. Но Ульва   БУДЕТ ЖИТЬ, ПОКА ЖИВ, ХОТЯ БЫ ОДИН ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОМНИТ О НЁМ!!!
    Закончить свою работу я хотел стихотворением «О, Ульва, родина моя», которое написала Димитрова Елена Николаевна, учитель географии  МБОУ СОШ с. Арги-Паги.
     «Мне очень часто снится Ульва во сне,  я вижу ее совсем такой, какой она была раньше..»
     
    О, Ульва, родина моя!
    Далекий маленький поселок.
    Здесь прожила полжизни я
    И он всегда мне будет дорог!
    Основан был в сорок девятом,                                  
    Приехал люд со всей страны.
    Он тихо расцветал среди тайги дремучей
    И пять десятков лет стоял всем вопреки.
    Весной  дурман черемухи стелился,
    И в ирисах роса блестит как серебро.
    Старушки у калитки, что-то обсуждали,
    А мужики играли в домино.
    По вечерам все к клубу торопились,
    Индийское кино смотрели всем селом.
    Все женщины в слезах из зала выходили,
    Склоняя голову мужчинам на плечо.
    К нам в гости звезды часто приезжали:
    Сличенко был, Жемчужная была.
    Как праздники мы весело встречали,
    Одна большая дружная семья.
    Беду и радость: все делили вместе,
    Работали, и к коммунизму шли,
    Но, правда говорят, что время быстротечно,
    Закрыли нас,  и в миг осиротели мы.
    Сейчас остались лишь воспоминания 
    И фото старое в альбоме, на столе.
    О, родина моя, как сладостны мечтанья,
    Побыть хоть бы чуть-чуть в далекой той стране![30]

     
      
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – С.721
    2.История Сахалинской области. Учебное пособие по истории для учителей, учащихся. -Южно-С,ахалинск, 1995.- С. 272
    3. Документы из личного архива Димитровой Е.Н.

     


    [1] Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – с.651

    [2] Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. –с.651
     

    [3] Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – с.652
     

    [4] Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – С.652
     

    [5] Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – С.653
     

    [6] Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – с.653
     

    [7] Высоков М.С.,  Василевский А.И.  История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия / М.С. Высоков, А.И. Василевский.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. –с.653
     

    [8] История Сахалинской области. Учебное пособие по истории для учителей, учащихся.-Южно-С,ахалинск, 1995.- с. 261

    [9] Из воспоминаний Буйдиной Г.Н.

    [10] Из воспоминаний Михайловой О.А.

    [11] Из воспоминанй Загарских Р.Н.

    [12] Из воспоминаний Буйдиной Г.Н

    [13] Из воспоминаний Димитровой Е.Н.

    [14] Из воспоминаний Бйдиной Г.Н

    [15] Из воспоминаний Загарских Р.Н

    [16] Из воспоминаний Буйдиной Г.Н.

    [17] Из воспоминаний Димитровой Е.Н.

    [18] Из воспоминаний Яныкиной Н.М

    [19] Из воспоминаний Афанасьевой А.И

    [20] Из воспоминаний Загарских Р.М.

    [21] Из воспоминаний Яныкиной Н.М.

    [22] Из воспоминаний Буйдиной Г.Н.

    [23] Из воспоминаний Димитровой Е.Н.

    [24] Из воспоминаний Буйдиной Г.Н

    [25] Из воспоминаний Михайловой О.А.

    [26] Из воспоминаний Буйдиной Г.Н.

    [27] Из воспоминаний Димитровой Е.Н

    [28] Из воспоминаний Буйдиной Г.Н.

    [29] Из воспоминаний Яныкиной Н.М.

    [30] Из архива Димитровой Е.Н.

    Alex72
    Ответил: Alex72
    Thu Mar 5, 2015 10:27:24 am


    Детский сад


    Кинотеатр "Таежный


     
    Alex72
    Ответил: Alex72
    Thu Mar 5, 2015 10:29:04 am


    Image

    "Бруклинский мост" через р.Тымь


    Показано с 1 по 3 из 3 (всего 1 страниц)