Ответил: Alex72
Wed Dec 21, 2016 4:51:06 pm
|
Исследовательская работа к краеведческой муниципальной конференции "Сахалин, Курилы- земля родная" Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 3» пгт.Тымовское ИСТОРИЯ ТЫМОВСКОГО РАЙОНА В ЛИЦАХ: КЛИМОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Выполнила: Ученица 9 «А» класса Удалова Ирина Руководитель: учитель биологии Манько Инна Александровна пгт. Тымовское 2011 г Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3- 5 ГЛАВА 1. Биографические факты из жизни В.И. Климова………….…….....6 1.1.« Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» И. Гете……………..…..6-8 1.2. «Что посеешь в юности, то пожнёшь в зрелости» Г. И. Ибсен…..…...8-14 ГЛАВА 2. Призвание художника - бросать свет в глубину человеческого сердца………………………………………………………………………....15-17 ГЛАВА 3.Достижения учеников – профессиональное счастье педагога………………………………………………………………………18- 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………21 Приложение Введение История изучает не только материальные факты и институты;ее подлинный объект — человеческая душа. Д. Фюстель де Куланж. Уютно расположился среди тёмно-хвойных сахалинских сопок наш родной поселок Тымовское. Из года в год живет он своей неторопливой и размеренной жизнью, и подобных ему - тысячи по всей России. И у него, как, впрочем, и у любого другого села, города, страны, есть своя история.Но ведь его история, это, прежде всего, история жизни людей. Людей разных: именитых и безвестных, уважаемых и неприметных, гениальных и бесталанных. И эта главная история складывается, как пазл из элементов, из частных историй жизни тымовчан. Сегодня, когда весь мир так смело и стремительно движется в будущее, возникает вопрос: так ли необходимо знать свою историю – то, что нас связывает с прошлым и давно ушедшим? Ответ прост: знать своё прошлое необходимо. Ведь «...без прошлого нет будущего! » - именно так утверждал известный русский поэт А.А. Фет. История – это наука о прошлом, помогающая зачастую понять и осознать всё происходящее с нами. Только учась на ошибках прошлого, мы можем не совершать аналогичных в будущем. С каждым днем наша история оказывается все интересней, преподносит все новые и новые открытия. В историю нашего посёлка прочно вошли немало имен людей самобытных, творческих, людей с активной гражданской и жизненной позицией, которые всегда готовы внести свою инициативу в развитие района. И одним из таких людей является Владимир Иванович Климов – замечательный художник- педагог, бессменный заведующий художественным отделением Детской школы искусств посёлка Тымовское, заслуженный педагог Сахалинской области и человек с большой буквы. Образовательная модель созданной им школы, стала первым в Сахалинской области примером инновационных подходов к работе с детьми, основой их духовного развития и воспитания, формирования у творчески ориентированных детей ранних профессиональных и практических навыков в сфере изобразительного искусства. Безвременно ушёл он из жизни, но память о нём живёт в сердцах людей, которые его знали, которым он отдал частичку своего сердца. Моё исследование посвящено изучению жизненного и творческого пути Владимира Ивановича Климова, истории жизни необыкновенного человека, посвятившего себя Делу – делу художника, педагога, творца. 2010 год – особенный для Тымовской Художественной школы, ведь в этом году исполнилось 30 лет со дня её основания. В 1980 году приехала чета Климовых на Сахалин, и стала инициаторами создания школы, и в течение 24 лет Владимир Иванович являлся её директором. В виду разных обстоятельств эта дата осталась незамеченной жителями района, поэтому своё исследование считаю необходимым. Цель моей исследовательской работы: изучить биографию и творческий путь Владимира Ивановича Климова. Исходя из цели, выявляю следующие задачи: изучить биографические факты из жизни В. И. Климова; систематизировать данные о творческих и педагогических достижениях В. И. Климова; выяснить и показать, какую роль в развитии нашего посёлка сыграл этот человек и основанная им Художественная школа; привлечь внимание общественности к личности незаурядного, талантливого педагога; Для достижения цели в работе использовала следующие методы: посещение Художественного отделения Тымовской школы искусств; беседы с членами семьи В.И.Климова; поиск информации о личности художника В.И.Климова в краеведческом музее пгт.Тымовское; беседы с учениками В.И.Климова; посещение выставки, посвящённой памяти Владимира Ивановича Климова. поиск учеников В.И. Климова в Интернете и собирание отзывов о нём и его творчестве; анализ и систематизация собранной информации Проведённое исследование считаю актуальным, ведь пройдут годы - и уже невозможно будет восстановить факты из прошлого этого замечательного человека. Да и людей, способных о нем рассказать, станет все меньше, исчезнут бесценные источники, несущие в себе воспоминания о его творчестве и в моих силах - собрать информацию о нем, крупицы истории его жизни. Кроме того, тымовчане должны знать о том, какие неординарные люди жили и работали рядом с ними. Выражаю признательность всем, кто помогал в написании моей работы. Особенную благодарность выражаю Климовой Галине Андреевне, преподавателю ДХШИ и Манько Инне Александровне, учителю биологии МОУ СОШ № 3. ГЛАВА 1. Биографические данные из жизни В.И. Климова Приступая к исследованию, я много думала о том, в какой семье мог родиться и вырасти Владимир Иванович. Мне представлялось, что это обязательно семья русских интеллигентов, возможно людей искусства, которые с детства развивали у своих детей художественный вкус. Но, собрав информацию о семье Климовых, я с удивлением поняла, что моё предположение далеко от реальности. Как выразилась Галина Андреевна, жена художника, «…бывает, что личность человека формируется не благодаря, а - вопреки, и у Владимира Ивановича именно этот случай! ». « Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» И. Гете Оказывается, Климовы изучают свою генеалогию, своё древо жизни. Инициатором выступил племянник Владимира Ивановича - Чепиков Евгений Валерьевич, историк, кандидат философских наук. По его мнению: «Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения». В современное время мало кто знает историю своей семьи. Но начать её создавать, собирать по малым крупицам, чтобы восстановить преемственность поколений очень важно. Это понимание собственной истории, как и всякой другой истории. Ведь мы беремся не ниоткуда, а вполне определенно. Климовы хотят принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и внимание. Ведь в старину знали - где сам не устоишь, род удержит. Дед Владимира Ивановича по линии отца, Федор Петрович Климов (1889 – 1965) родился в Нижнем Новгороде в семье русских крестьян. В 1895 их сослали из Нижнего Новгорода в Сибирь по обвинению в молоканстве. С этого времени стали жить в Алтайском крае, городе Иркутске. Бабушка по отцовой линии Екатерина Тимофеевна Сергеева (1886-1968) родилась в Сибири, в большой крестьянской семье, в которой было шестнадцать детей, из них выжило только восемь, в том числе и она. В 1931 году семья Сергеевых вышла из колхоза и уехала работать на Дальний Восток. Обосновались в селе Троицкое, Нанайского района. К сожалению, история знакомства деда и бабушки неизвестна. Предки по линии матери: дед – Игнат Шишкин – проживал в селе Нижняя Тамбовка, возможно, воевал в русско-японской войне в 1904-1905 годах. Бабушка - Пелагея - родилась в Нижнем Новгороде. Её семья примерно в 1856-1938 годах переселилась из центра России, сплавляясь на плотах по Амуру, и была в числе основателей села Нижняя Тамбовка. По собранным сведениям, Пелагея была грамотной женщиной. Она была у Игната второй женой. Семья получилась дружная, большая, в браке родилось десять детей, одна из дочерей Люба и станет в будущем мамой художника Климова. Известно, что один из братьев матери воевал впоследствии Испании, был летчиком-радистом. В семье Федора Петровича Климова и Екатерины Тимофеевны Сергеевой родилось пятеро детей, четыре дочери и один сын, и поэтому, видимо, образование дали только сыну, Климову Ивану Фёдоровичу (1919 – 2001). Он окончил Хабаровский техникум связи по специальности связист и дослужился, работая, до места начальника узла связи в организации «Амурское пароходство». Сама Любовь Игнатьевна закончила всего 6 классов, но активно занималась самообразованием и успешно работала бухгалтером в организации «Хабаровские Госрезервы». Родители Владимира Ивановича познакомились и поженились в г. Хабаровске. Проживали в районе судостроительного завода. У них родились двое детей – сын и дочь, в 1943 году - Альбина Ивановна, а в 1947 – Владимир Иванович. В 1961 году родители завербовались на Чукотку, в Анадырь, в закрытую зону, работали там по специальности 15 лет, а затем вернулись в Хабаровск. Как видно из собранных генеалогических сведений, предки и родители Владимира Ивановича не увлекались рисованием, преподаванием и вообще были далеки от искусства. В связи с этим у меня возникает проблемный вопрос: что стало той движущей силой, которая привела В.И. Климова к его становлению как художника, педагога, творца? Может талантами не рождаются, а становятся? Или наоборот? Возможно, изучив жизненный и творческий путь этого человека, я найду ответ на этот вопрос. 1.2. « Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости » Генрик Иоган Ибсен. Родился Владимир Иванович Климов в 1947 году. В школу пошёл в 7 лет. Учился хорошо, особенно легко давались ему гуманитарные предметы: литература, история, география, биология. В школьные годы он начинает с удовольствием рисовать, рисует дома, на уроках, переменах. Но самым большим его увлечением становится чтение. Книги – его настоящие друзья. В старших классах его уже можно было назвать книгочеем, знатоком русской литературы, заядлым читателем в библиотеках. Увлекается, в основном, классикой, поэзией, исторической, искусствоведческой литературой. Эту любовь к чтению, по воспоминаниям близких ему людей, разбудила в нём учитель русского языка, работавшая тогда в школе. Именно ей благодарен был впоследствии Владимир Иванович за то, что она привила вкус к художественной литературе. И вот уже со школьной скамьи без книги он не может жить. Хочется отметить, что в период 30-50-х годов в нашей стране шла широкомасштабная цензурная акция: жёстко контролировалось содержание книг на предмет идеологических расхождений с политикой компартии. Характер издания не имел при этом никакого значения — изымалась любая литература, включая научно - техническую. После смерти Сталина произошло незначительное общее ослабление цензурных ограничений (так называемая «Хрущёвская оттепель») и некоторая запрещённая литература получила известность. Так, ещё учась в школе, в старших классах, Владимир Иванович начал читал книги, ранее считавшиеся «запрещённой литературой»: это и роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Из рук в руки передавались одноклассниками и друзьями Климова книги Виктора Астафьева, Владимира Тендрякова, стихи Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. Все эти произведения будоражили пытливый ум Владимира Ивановича. С 1964 по 1970 год им было прочитано такое количество ранее запретной литературы, что можно назвать это время «культурным взрывом» его личности. Огромное впечатление произвёл на него роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», ставший весьма популярным среди интеллигенции, который при жизни автора не публиковался, а впервые вышел в свет только в 1966 году. Помимо чтения книг была ещё одна страсть в жизни Климова. Театр! Первый поход в театр был ещё в младшем школьном возрасте, а повзрослев, юный поклонник Мельпомены ходил на все новые постановки местных трупп. Благо, было куда пойти! В 60-е годы как раз развивались и крепли актёрские труппы Хабаровского городского музыкального театра и театра Драмы. Как любил Володя с сестрой или друзьями усаживаться в зрительном зале в предвкушении эстетического наслаждения игрой актёров, красоты языка, изящного развитии фабулы! Хабаровский Музыкальный Театр - один из старейших творческих коллективов в нашей стране. Первый трудовой коллектив артистов комической оперы был открыт в октябре 1926 года опереттой «Сильва» И.Кальмана. В те далекие годы хабаровчане называли молодую труппу «театром радости», и постановки их пользовались большой популярностью у молодёжи. Театр Драмы радовал и восхищал в те годы постановками русской и зарубежной классики. Имена любимых писателей Владимира Ивановича - В. Шекспира, А. Островского, А. Чехова, Б. Брехта, Л. Толстого, Ф. Достоевского украшали его афиши. Особенное внимание Климов уделял просмотру спектаклей по пьесам современных драматургов: В. Вампилова, М. Рощина, А. Гельмана, В. Мережко, Э. Радзинского и многих других. Любовь к театру он сохранил на всю жизнь. Имея возможность впоследствии часто бывать в Москве и Санкт-Петербурге, Владимир Иванович неизменно посещал все лучшие театры обеих столиц. Свои впечатления он всегда передавал сочно, ярко, артистично, вызывая восторг и восхищение у своих детей и воспитанников. Да и как можно было не восхищаться театрами 70-х – Таганкой, «Современником», МХАТом, театром им. Вахтангова в Москве, или Большим Драматическим Театром в Петербурге, игрой Фаины Раневской, Владимира Высоцкого, Олега Ефремова, Татьяны Дорониной?!... Вообще хочется отметить, что годы взросления Владимира Ивановича пришлись на 60-е годы, которые в СССР были годами всеобщего омоложения. Количество юных превысило количество взрослых. Население в возрасте до тридцати лет стало наиболее многочисленной группой. Появилась масса молодых людей полных жизни, юношеской инициативности, идеализма и амбициозности. И Владимир тоже не был исключением. Жизнелюбие, оптимизм, романтизм, энергия, - вот то настроение, с которым входил молодой Климов в пору становления своей личности. Несколько лет школьной жизни Владимир проводит с бабушкой и сестрой, так как родители уезжают работать в Анадырь. По окончании школы начинается его трудовой стаж. Хотя долгое время он не мог для себя решить: чем же всё-таки заниматься? Вот неполный перечень профессий, которые освоил молодой, интеллигентный, эрудированный, любознательный книгочей и театрал: (Выписки из трудовой жизни В.И.Климова) 1962-1963 год – ученик ремонтёра дорог. 1964-1965 год- лаборант. 1965год - матрос-моторист речного порта. Период жизни с 1966-1969 год – это служба в Вооруженных силах. Там сразу был замечен и признан ребятами - сослуживцами и командиром части талант солдата - художника. Его активно привлекали к рисованию агитационных и военных плакатов. «Чтобы призывник стал настоящим солдатом, его голову надо освободить от всего гражданского и заполнить ее всем военным. Для этого и нужны плакаты» - утверждал командир. Плакаты, нарисованные Климовым, смотрели на солдат отовсюду: из учебного класса, столовой, душевой и даже на плацу. Относясь с известной долей юмора к идейному содержанию своих работ, рядовой Климов выполнял их добротно, практикуясь, как художник – оформитель. После демобилизации Владимир Иванович вновь начинает работать, но у него, наконец, уже появляется возможность выбирать дело по своей душе: 1969-год – художник – оформитель. 1970-1971 год – художник на Главпочтампте. 1971 год- художник в магазине № 33 «Книги». Но не только трудовыми буднями была наполнена жизнь Владимира. Судьба свела его с неординарными творческими людьми, которые сыграли огромную роль в выборе его профессии и даже жизненного пути. Это Заровный Сергей, его жена Завлина Наталья, Дворкина Елизавета и другие молодые творческие люди. Как показывает история, периоды общественного подъёма и упадка сменяют друг друга. То было время расцвета в среде передовой молодёжи. Художники творили смело, ярко проявляя свою индивидуальность. Характерно, что некоторые из них, личности талантливые, решительные и энергичные, пришли в Хабаровский Государственный Пединститут в качестве преподавателей художественно-графического факультета. Новые идеи, новые методы преподавания, которые усовершенствовали старую систему образования, создание творческой атмосферы, партнёрских отношений между наставниками и студентами - до сих пор живы легенды о том «золотом веке» худграфа. Вот та среда, то окружение, в котором жил Владимир Иванович. Дружба с лидерами творческого союза, имена которых впоследствии стали широко известны в сфере искусства, продолжалась всю жизнь. Молодые люди, собираясь вместе, рисовали, мечтали, спорили, читали вслух, обсуждали всё новое в искусстве, литературе, ходили в кино…. В 70-е годы в кинематографе окончательно утвердилось «интеллектуальное» кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины «Зеркало» А. Тарковского, «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, и т.д. Огромное впечатление произвёл на Владимира Ивановича фильм «Гамлет», блестящая работа режиссера Григория Козинцева. Лучшая, на его взгляд, экранизация великой шекспировской пьесы. Эти и многие другие фильмы фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее не желание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива. Эти идеи находят отклик в душе Владимира Ивановича. Помимо советских фильмов бурю эмоций вызывают зарубежные фильмы, которые до этого были недоступны нашему зрителю. В городе действовал «Киноглаз», в прокат которого входили только лучшие, иногда спорные фильмы. Туда стремилась достать абонементы публика, подготовленная духовно и интеллектуально. «Железный занавес» был поднят достаточно, чтобы люди увидели, чем и как живёт мир. Наконец, в 1972 у Владимира Ивановича Климова созревает решение о поступлении в Хабаровский Государственный Педагогический Институт на художественно-графическое отделение. Начинаются годы студенчества. Параллельно учёбе Владимир Иванович совмещал работу лаборанта в керамической мастерской института. Это увлечение керамикой открыло не только простор для фантазии будущего художника, но и давало небольшой доход. Работая в мастерской, Владимир Иванович познаёт секреты особого вида искусства, применяет нестандартные подходы, овладевает приёмами и способами отделки глины, так как воплощение творческой идеи без знаний технологических процессов невозможно. В 1972 году, на первом курсе обучения в институте, он знакомится со своей будущей супругой - Галиной Андреевной. Встретились два человека, которые казалось самою судьбой созданы друг для друга. Жизнь преподносит Владимиру Ивановичу ещё один подарок: он обрёл не только свою любовь, но и верного друга, единомышленника, свою половинку, разделяющую его взгляды, интересы, стремления! С тех пор они неразлучны. В 1976 году у Климовых рождается первенец - Софья. Молодые родители – студенты 4-го курса. Трудно понять, откуда брались силы и время, чтобы самостоятельно воспитывать дочку, одновременно быть на счету лучших студентов и работать в детской художественной школе, куда был приглашён Владимир Иванович преподавателем. В программу обучения на любом факультете педагогических институтов входит обязательный предмет – педагогика, а также обязательная практика в общеобразовательных школах. Ознакомление с программой, методикой преподавания изобразительного искусства вызывало в то время протест у любого прогрессивного учителя. Та же рутина довлела и в художественной школе. Коллективу преподавателей приходилось осторожно внедрять всё новое в свою работу, всегда рискуя получить нарекания от представителей вышестоящих инстанций. Чувство неудовлетворённости костным советским подходом к обучению детей ИЗО возрастало у Климова всё больше. Однажды преподаватель художественно-графического факультета приносит супругам протокол семинара учителей рисования, работающих в школе Японии. Прочитав его, Владимир Иванович и Галина Андреевна приходят в восторг! Вот он, созвучный их мнению, подход, идея, о которой они много думали, мечтали, спорили! Необходимо создать свою, авторскую программу обучения детей изобразительному искусству и попытаться внедрить её в процесс образования. Как оказалось, из-за различных бюрократических препон, это практически невозможно…..Закончив институт, защитив дипломы на отлично, Владимир Иванович и Галина Андреевна остаются работать в Хабаровске. По праву лучшего выпускника курса Климов не получил направления работать по распределению в другой город или посёлок, как большинство однокурсников. На первый взгляд, всё устроилось наилучшим образом: Владимир Иванович теперь преподаёт в Технологическом техникуме, учит будущих модельеров рисунку и живописи, но не оставляет работу над программой обучения детей изобразительному искусству. Но вот неожиданно супругам Климовым приходит письмо с предложением работать на Сахалине в Управлении Культуры. Несмотря на первое удивление, они сориентировались, и поняли, что это предложение можно использовать, как возможность реализации мечты о создании «своей школы», и Климовы принимают решение ехать на Сахалин. Но не в Южно-Сахалинск, куда им предложено, а в глубинку, в незнакомый райцентр Тымовское. Выбор пал на этот посёлок, так как недалеко находился аэропорт, и Климовы были уверены, что отдалённость Сахалина от материка не будет препятствием для любимых всей семьёй летних путешествий по стране. Как человек любознательный, обладающий широким кругозором, Владимир Иванович любил поездки, новее впечатления. Путешествия – особая тема, на которую с Климовым можно было поговорить, почерпнув массу знаний о истории, культуре, природе разных мест. Тем более, что Владимир Иванович хорошо знал не только Дальний Восток, но и центральную Россию, Кавказ, Прибалтику, Зауралье, северные (Якутия, Чукотка) и южные районы , неоднократно их навещая. Особая любовь – Москва. С юных лет изучив этот город, Владимир Иванович мог, как коренной москвич провести вас по улицам столицы, по её музеям так, что посторонние люди принимали его за опытного экскурсовода. Итак, выбор сделан. Много ли найдётся людей, способных круто изменить привычный образ жизни, поменять крупный город на маленький посёлок, где их ждало неизвестное будущее? В августе 1980 года Климов Владимир Иванович, коренной горожанин, впервые увидел Тымовское, который сначала разочаровал его типовыми безликими домами, но очаровал своими сопками, зеленью, смешными уличными собаками и приветливыми людьми. ГЛАВА 2. Призвание художника - бросать свет в глубину человеческого сердца. В далёком 80-м должность начальника отдела культуры Тымовского райисполкома занимал Слющинский Богдан Васильевич, который кроме своего доброжелательного отношения к молодым специалистам, не мог предоставить им достойные условия для работы и жизни. Но, несмотря на трудности, благодаря их инициативе впервые в нашем посёлке открылась детская художественная школа. Жители посёлка, как и многие люди, проживающие в деревнях и сёлах, были лишены всякой возможности встречи с живым искусством, и открытие художественной школы вызвало большой общественный резонанс. Хочется отметить, что в основу развития советского искусства и художественного образования 80-х годов был положен метод социалистического реализма. Обучение рассматривалось как единый процесс идейного воспитания. Но, по мнению Владимира Ивановича Климова, для обеспечения качественного эстетического образования необходимы три главные составляющие: 1. профессиональный педагог 2. качественная дополнительная образовательная программа 3.материально-техническая база, необходимая для реализации данной программы. Владимир Иванович был глубоко убеждён, что дополнительное образование в рамках современных социально-экономических условий требовало поиска новых теоретических подходов и практических решений, в основе которых лежат принципы непрерывного обновления программного содержания, форм, методов художественного образования с учётом мировых достижений. По архивным данным в 1980 году количество учащихся «художки» насчитывалось около сорока человек. Но с каждым годом желающих учиться становилось всё больше и больше. Приходилось даже принимать учащихся на условиях конкурса. За короткий срок фамилия Климовых стала известна не только жителям посёлка Тымовское, но и всего района. В чём же секрет такой общественной признательности? Почему ребята стали с увлечением не только учиться, но и проводить в «художке» свободное время, не желая уходить домой? Мало того, даже взрослые нередко обращались с просьбой организовать группу для обучения изобразительному искусству. А ответ в том, что Владимир Иванович Климов применял на своих занятиях новаторские методы обучения, выбирал нестандартные формы, подходы, использовал неформальные образовательные приёмы. Например, он утверждал, что обучая детей грамоте изобразительного искусства, необходимо, прежде всего, приобщать их к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного; и не столько к ИЗО, а к литературе, музыке, истории, архитектуре, театру. Учащихся художественной школы воспитывали на лучших произведениях искусства: это и прослушивание классических и современных музыкальных произведений, и демонстрации и обсуждение репродукций картин известных художников, прослушивание спектаклей, легенд, сказок в записях на грампластинках, чтение вслух историй, рассказов, мифов, и т.д. На уроках Владимира Ивановича всегда царила особая творческая атмосфера, с целью раскрепостить ребенка, создать условия для порождения и осуществления его замыслов. С самого младшего возраста прививалось отношение к занятию, как к творческому процессу. Ведь потребность в самовыражении – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека. «Дефицит творчества в современной жизни, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного выражения своих чувств искажают нормальный процесс становления личности»: - так считал Владимир Иванович Климов. На основе этих принципов и была составлена авторская программа для школы, в которую кроме основных дисциплин: рисунок, живопись, декоративно прикладное искусство, скульптура, история искусств, входило обучение основам дизайна, книжной графике, изучение национальной нивхской культуры. Особое внимание уделялось работе с различными материалами, выполнению гобеленов, « витражей», коллажей , изделий из дерева и металла и т.д. Неудивительно. Что такой подход обеспечил 100% наполняемость классов и любовь ребят. Постепенно в Художественной школе накапливались свои традиции: например, одним из любимых мероприятий стало проведение старшеклассниками занятий у учащихся младших классов. По мнению педагогов такие уроки дают возможность живого, непосредственного общения ребят разного возраста, передачи опыта на детском уровне. Юных художников нередко привлекали к общественно-полезной работе: оформлению, организации и подготовке передвижных выставок, росписи стен в рекреации начальной школы, украшению центральной площади поселка к новогодним праздникам снежными скульптурами. Также ученики под руководством учителей возрождали и укрепляли православные традиции – готовили ежегодные выставки к Пасхе, светлому Христову Воскресению, и другим православным праздникам. Впервые на Сахалине в Тымовскую Художественную школу стали принимать шестилетних детей. На базе ДХШ в 1992 три года работал гимназический класс с эстетическим уклоном. Положительный результат дали курсы для воспитателей детских садов. В стенах школы много раз проводились областные и межрайонные семинары, различные экскурсии, встречи с творческой молодежью . Нередки давали мастер- классы с целью обмена педагогическим опытом. Запомнился один особый год в работе школы, когда по просьбе директора Кировского психоневрологического интерната Агафонова А.В. были организованы еженедельные занятия для воспитанников. Кто для нас дети-инвалиды? Мы не задумываемся над этим, потому что не видим этих детей. Они не встречаются на улицах, не играют на детских площадках, не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что их просто нет. Они живут в специальных домах-интернатах, детских домах. Они изолированы от общества и сверстников. Они не такие, как все. Но эти дети рисуют, лепят, мастерят. Дети – инвалиды как никто нуждаются в развитой системе преподавания творческих дисциплин. Владимир Иванович и Галина Андреевна Климовы приобщали их изобразительному искусству и не раз замечали, что рисунки, поделки этих ребят наполнены эмоциями до отказа: это радость, слезы, изумление, восторг и боль. «Эти ребята всегда с нетерпением ждали занятий и охотно занимались, наверное потому, что иногда это для них единственный способ самовыражения» : - вспоминала Галина Андреевна Климова. По независящим от преподавателей причинам эти занятия не могли быть продолжены, что до сих пор вызывает сожаление. За эти годы художественную школу не раз посещали иностранные гости – французы, американцы, англичане, японцы, которые неизменно оставались под большим впечатлением от знакомства с Владимиров Ивановичем и его школой. Члены фотообъединения «Тымь - 21» вспоминают интересные содержательные лекции по искусствоведению, которые читал Владимир Иванович, сотрудничая с Тымовским краеведческим музеем, по инициативе которого была организована работа Народного Университета. Климов был глубоко верующим человеком, вместе с семьёй посещал церковные службы, пел на клиросе. По мнению Владимира Ивановича христианская вера — это и культура в ее глубоком, содержательном смысле, и история, без которой нет никакого настоящего, а потому она предполагает, в том числе, и обычаи, обряды, традиции народов, если понимать их не поверхностно, но именно в связи с вероучением и сакраментальной жизнью Церкви. Воспитанникам художественной школы преподаватели читали отрывки из Библии, интересно рассказывали о церковных праздниках, о добре и зле, об особенностях православной веры. Как директор ДХШ Владимир Иванович внёс большой вклад в развитие детского художественного образования области. Блестящий полемист, он умел убедить коллег в необходимости перехода на более глубокий уровень преподавания, применяя методы воспитания, основанные на культурно-нравственных аспектах. Климовым удалось вместе с коллегами из других Сахалинских школ перевести работу на рельсы нового, творческого подхода, не забывая и об академическом обучении. Сотрудничая с педагогами - Колесниковой Л. (Углегорск), Носаревым О.(Оха), Кибец А. (Александровск-Сахалинский), Кирюхиной Н. (Южно-Сахалинск), супругами Хомченко (Корсаков), супругами Ланиными (Долинск), был поднят престиж детского изобразительного творчества. Тымовская Художественная школа приобретала известность не только в области. Климовым начали поступать предложения на работу в Москву, Владимир, Краснодар, но бросить своё детище Владимиру Иванович уже не мог, ведь школа для него – дело всей жизни. Систематизируя материал своей работы, я поняла, что невозможно перечислить все увлечения, достижения, победы, добрые и милосердные дела, которые совершил Владимир Иванович Климов, не даром население Тымовского района не раз избирало его депутатом Тымовского районного собрания. Но даже та информация, которую я сумела собрать характеризует его как многогранную, яркую, талантливую личность, прекрасного организатора, инициатора разных мероприятий и проектов. Вместе с тем это был тонкий, мудрый, добрый, интеллигентный человек, «настоящий», искренний, каких сегодня мало. ГЛАВА 3. Достижения учеников – профессиональное счастье педагога. Но прежде всего Владимир Иванович был педагогом. А успех учителя может стать реальным лишь в том случае, если результатом его работы будет реальный успех воспитанника. В нашем случае мы можем утверждать, что Владимир Иванович был блестящим педагогом. Ученики В.И. Климова - постоянные участники различных выставок и конкурсов, от районных до международных. Их работы экспонировались в Японии, Китае, Чили, Венгрии, Индии, Канаде, Франции, Швеции, США, Англии и других странах мира. Многочисленные награды и дипломы, свидетельствующие о высокой оценке труда преподавателя, украшают сегодня стены Художественной школы. На счету учеников свыше 150 золотых, серебряных и бронзовых наград Международного Токийского конкурса детского рисунка. Многие выпускники Тымовской художественной школы продолжили обучение в специальных художественных вузах России и сегодня работают преподавателями, архитекторами, дизайнерами, культурологами, мастерами народных художественных промыслов и иконописцами, ювелирами, искусствоведами, модельерами. Приезжая в Тымовск, они обязательно заходят в любимую «художку» проведать своих любимых преподавателей. Кому как не выпускникам «художки» продолжать дело, начатое учителями, быть их единомышленниками ? Они, воспитанные Владимиром Ивановичем и Галиной Андреевной, понимающие важность развития в маленьких детях творческого начала, принимают эстафету от своих наставников. Так, Гомонов Юрий Николаевич, один из самых одарённых учеников Климовых, по окончании того же Хабаровского Педагогического Института, пришёл работать в школу преподавателем и уже много лет работает, продолжая благое дело, открывая и взращивая юные таланты. Относясь к работе не просто как к выполнению профессиональных обязанностей, а вкладывая душу в любимое дело, он, как и когда-то Владимир Иванович, не считаясь с воскресными и отпускными днями, всегда находит время для «художки». Ученики Юрия Николаевича, как в своё время у В.И. Климова, являются победителями различных творческих конкурсов. Например, в 2010 году на V Международный конкурс детского рисунка «На своей земле» поступило12 890 работ из 29 стран: Беларуси, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Индии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Канады, Китая, Кореи, Литвы, Малайзии, Молдовы, Намибии, Польши, России, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Таиланда, Турции, Украины, Филиппин, Эстонии. Ученики Юрия Николаевича получилиДиплом I степени (Лосева Екатерина «Бродячий музыкант»), и диплом 3 степени (Егораева Полина «Бабушкина помощница»). А все дипломы, полученные его воспитанниками сложно перечислить, так их много. Одной из успешных воспитанниц Владимира Ивановича Климова можно назвать Татьяну Тякину, которая стала иконописцем. После окончания «художки» она продолжила образование в Суздале. Там же, приняв православную веру, посвятила себя живописи, реставрации. Несколько лет Татьяна отдала работе на Сахалине. Совсем юной девушкой не побоялась стать одним из основателей христианской общины в районном центре, её до сих пор вспоминают с благодарностью прихожане Тымовского храма Святого пророка Илии. Теперь Татьяна уже зрелый мастер, живёт и работает во Владимирской области. Её выполнены иконостасы и отдельные иконы в храмах Москвы, Томска, Абакана, Красноярска, Владивостока, а также для русских церквей Канады и Аляски. Татьяна востребована и как преподаватель реставрационного дела, и как руководитель курсов иконописи, которые она уже несколько лет ведёт в Италии. Её жизнь интересна и насыщена. Но память часто возвращает её в родные места, где осталась дорогая «художка». Во все времена люди, избравшие одну профессию, как дело всей своей жизни, вызывали уважение. Вдвойне таким почетом пользуются те, кто передал свою трудовую эстафету детям. Дочери Климовых, чья свобода тщательно оберегалась талантливыми родителями, были всегда окружены особой творческой атмосферой, в которой писать красками было так же естественно, как говорить и дышать. От матери они унаследовали утончённый вкус, от отца – смелость и открытость. Неудивительно, что Софья и Дарья получили художественное образование: Софья окончила родной для родителей Хабаровский худграф , а Дарья – Государственный Университет технологий и дизайна в городе Санкт-Петербурге. Они активно участвуют в художественной и культурной жизни Сахалинской области и нашего района. Они успешно преподают в родной «художке», продолжая династию художников – педагогов. За 14 лет преподавания у Софьи Владимировны собрана богатая коллекция наград её учеников, с Международных, Всемирных, Всероссийских, региональных, областных конкурсов. Теперь уже её выпускники продолжают образование в ВУЗах городов нашей страны. Хочется привести один пример - в рамках программы «Одаренные дети» 2003-2004 года на Сахалине была издана книга нивхских сказок на русском и английском языках «Красавица из Выскво», которая сделана детьми Софьи Владимировны. Автор текста – сказительница Лидия Мувчик, переводила книгу англичанка Кэтрин Пол. Тираж этой уникальной книги составляет 1000 экземпляров, финансировали проект компании «ВР» и «Сахалин Энерджи», при содействии общественного благотворительного фонда «Юные дарования Сахалина», первичное компьютерное макетирование выполнил Владимир Иванович Климов. Экземпляр книги «Красавица из Выскво» получили учащиеся школы «Вдохновение» и юные участники церемонии открытия концертного и конкурсного сезона 2004-2005 гг. программы «Одаренные дети». Остальные книги были отправлены в дома-интернаты, библиотеки, детские художественные школы Сахалинской области. Дарья Владимировна, как молодой специалист и очень самобытный талантливый художник, уже внесла свой вклад в работу школы. Новые идеи, смелые предложения, особенно в декоративно прикладном искусстве, принесли богатые плоды. Композиции её учеников из металла, современных синтетических материалов высоко оценены на конкурсах и выставках. К тому же, обучая ребят, Софья и Дарья Климовы продолжают творить, воплощая свои идеи: это и вышивки, и декоративные маски, и различные композиции. И их чудесные творения вдохновляют учеников и украшают квартиру родителей, которая скорее напоминает художественный музей. Климовы - редкая семья с удивительной историей, чьи поступки, дела и жизненные принципы адекватны признанию в любви к Родине, детям, друзьям, домашнему очагу, друг к другу и, конечно, - к искусству! Это целый "оазис", где царят духовность и высокая культура человеческих взаимоотношений. Ученики старших классов образно называют семью Климовых – «Климсовет». К сожалению, Владимир Иванович уже не с нами, безвременно покинул он этот мир, так много ещё мог сделать, свершить, многому мог бы научить своих детей! Но, как говорил И. Гёте: « Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Этими страницами заканчивается моя работа. За время ее подготовки и написания, я открыла для себя много нового. Мне кажется, уже этим я достигла намеченной цели, а именно: изучив биографию и творческий путь замечательного, талантливого, доброго человека, собрав воедино факты, о его творческой жизни, я пришла к выводу, что если бы в нашем посёлке жило больше таких людей, мы были бы духовнее, образованнее, смелее. А всё это очень важно и нужно. Делаю вывод, что Владимир Иванович был счастливым человеком. Есть такое выражение: «… человек, обладающий врождённым талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант», и Климов блестяще использовал свой талант, во благо детей, взрослых, близких и незнакомых ему людей. Удивительный педагог и руководитель, яркий новатор и тонкий исследователь-психолог, человек широкой эрудиции всегда открытый для профессионального общения, лауреат премии губернатора Сахалинской области в сфере культуры и искусства, Владимир Климов заслужил уважение коллег-художников и преподавателей образовательных учреждений искусства и культуры, творческой интеллигенции и широкой общественности Сахалинской области и всего Дальнего Востока. Агентство по культуре Сахалинской области, правление Общественного Благотворительного Фонда «Юные дарования Сахалина», коллеги – преподаватели и руководители Сахалинского колледжа искусств, Сахалинского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», детских школ искусств и художественных школ Сахалинской области, всегда будут помнить Владимира Ивановича Климова.
|