Thu Mar 5, 2015 11:07:07 am
Views: 1702
|
В ГРАНИЦАХ ТЕРРИТОРИИ |
Название | Примечание |
Мыс Стукамбис | Лежбище сивучей, представляет собой вулканогенное образование (интрузию); водопад |
Гора Ичара | Являются экструзивными куполами древних вулканов, извергавшихся несколько миллионов лет назад |
Гора Краснова | Является местом древних культовых сооружений: нивхов, айнов |
Гора Орлова | Место культового поклонения японцев. С высоты 200 метровгоры ими была выложена дорога из дацитов, уходящая серпантином к самой вершине; озеро тектоническое, провальное |
Мыс Ламанон | Место гнездования редкого вида японcкого баклана, занесенного в красную книгу, а также место образования береговых репродуктивных лежбищ сивучей |
Волчанские минеральные источники | |
Горячие ключи на р.Тавда | |
Ореховая роща | с.Краснополье |
Озера | с.Приозерное « Голубые озера» (3), озеро Челюскинцев, Нутко, Верхнее |
Баклан японский, кабарга, сивучи занесены в Красную книгу.
Перспективы района
У Углегорского муниципального района богатое прошлое, ему есть чем гордиться в настоящем, но будущее его еще более заманчиво. На территории муниципального образования выполнены большие объемы поисковых и детальных геологоразведочных работ, в результате которых открыты месторождения угля, торфа, строительного камня, песков, песчано-гравийных смесей, глинистых пород, глиежей (горелых пород), пресных подземных вод, минеральных вод. Кроме того, выявлены перспективные площади и участки распространения различных полезных ископаемых, нуждающихся в изучении. Среди них Ламанонская площадь, прогнозные ресурсы которой на нефть и газ – 5,5 млн.т. условного топлива.
То обстоятельство, что район располагает огромными запасами угля, позволяет не только смело глядеть в будущее, но и мыслить масштабно. Например, о возможности строительства ГРЭС непосредственно у залежей. Ведь в этом случае перевозки топлива сократятся до минимума, а значит, значительно снизятся издержки на производство электрической энергии. Растущий спрос на уголь в Сахалинской области требует и строительства железной дороги от станции Ильинск до Углегорска. Этот вопрос серьезно обсуждается на уровне области, и именно этот вид сухопутной транспортировки топлива по территории Сахалина считается наиболее эффективным.
Растет интерес к Углегорскому углю и со стороны иностранных потребителей, в частности стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что обуславливает необходимость продолжения строительства причальной стенки Шахтерского порта. Дальнейшая реконструкция шахтерского порта позволит увеличить мощности погрузочно-разгрузочных работ до 6 млн. тонн в год. Причем нужно заметить, сегодня спросом пользуется не только каменный, но и бурые сорта угля.
Развитие же самой угольной отрасли окажет положительное влияние на экономику района в целом. Скажем, остается надежда на реанимацию в прежних объемах агропромышленного комплекса Углегорского района. Для восстановления сельского хозяйства имеются все предпосылки: благоприятный климат, разработанные посевные площади, пастбища, наличие кормовой базы.
Есть все условия и для развития туризма в районе. Живописные места по побережью Татарского пролива привлекают не только сахалинцев, но и любителей дикой природы с материка. За сбором дикоросов – черники, голубики, малины, красники, брусники, папоротника, лимонника китайского – в район приезжают туристы из всех районов острова, на ягодные места первым делом просят отвести их материковские гости. Такому времяпрепровождению отдают предпочтение и сами жители района. Найдут свой интерес здесь любители рыбалки. В сезон подхода мойвы и корюшки берега и пляжи района день и ночь усыпаны рыболовами. Плещется в прибрежных водах района множество креветок. Завидуйте там, на материке!
На территории Углегорского района имеются и природные зоны лечебно-оздоровительного значения: Лесогорские термальные источники – памятник природы, гора Ламанон – каменный каньон с водопадами, долина реки Большой Надым – обиталище реликтовой ореховой рощи. Вблизи с. Приозерное раскинулись Голубые озера, а Горячие Ключи, даже, несмотря на то, что они затеряны в непроходимых лесных дебрях, уже сегодня в большой чести и у углегорцев, и у приезжих, и потому вполне обитаемы. На этом основании в районе и области вполне серьезно ведутся разговоры о необходимости развития здесь баз туризма и лечебного отдыха…
Остается только проложить первую тропу к новому.
Достижения, успехи
Практически вся жизнь Углегорского района и все надежды на его дальнейшее развитие связаны с углем. Угольщики района уже сегодня добывают почти 50 процентов этого ценного сырья от всего объема угольной отрасли области. И это при том, что в 90-е годы на волне реструктуризации угольной промышленности была уничтожена большая часть угледобывающих предприятий района, ликвидированы почти все шахты, закрыты обслуживающие их производства. Лишь несгибаемое стремление руководства муниципального образования, жителей района и угольщиков противостоять разрушительному натиску спасло отрасль, а значит район в целом.
Всего за десять лет угледобывающая промышленность района была полностью восстановлена. По программе ее развития, инициированной районной администрацией, на смену закрытым шахтам пришли угольные разрезы. Они смело «взяли» на себя ответственность за производственные показатели и рекордные цифры добычи и даже вошли в число градообразующих предприятий. Сегодня в этой отрасли в районе занято почти две тысячи человек. Начиная с 2001 года угольщики района уверенно держат рубеж добычи на уровне 1,5 млн. тонн. Столько и с таким постоянством редко выдавалось на-гора даже в социалистические времена. В 2005 году было добыто 1,85 млн. тонн угля.
Флагманом угольной отрасли района по темпам развития является ООО «Углегорскуголь», ведущее добычу на разрезах «Никольский» и «Никольский-бис». В 2006-м предприятие отпраздновало свое десятилетие и приурочило к своему первому юбилею наибольший показатель по добыче – в 341 тыс. тонн в год.
К числу фаворитов угледобывающей отрасли Углегорского района относится и ОАО «Бошняковский угольный разрез». Это самое молодое угледобывающее предприятие района, у истоков его создания стоял главный инженер бывшей шахты «Бошняково» Е. Чичканов. Бошняковский угольный разрез уникален. Он возместил собой ликвидированную шахту и способствовал сохранению здесь не только производства, но и самого населенного пункта – п. Бошняково. На разрезе трудится более трехсот человек. Предприятие принадлежит ОАО «Сахалинуголь», а его продукция особенно востребована на внешнем рынке, в первую очередь в Японии. Из 211-ти тыс. тонн, добытых бошняковцами в 2005-м, за рубежи района и области было отправлено 140 тыс. тонн.
Свой вклад в развития угольного производства вносит и ЗАО «Солнцевское». В эту структуру входит, в том числе, единственное в области шахтовое производство, оставшееся в наследство из прежних времен. Это ООО «Сахалинуголь-6», которое образовано на базе знаменитой на весь Дальний Восток шахты «Ударновская». . В среднем оно добывает за 600 тыс. тонн в год. Это очень близкие цифры к показателям доперестроечных времен.
В структуру угольной отрасли Углегорского района и входят и возрожденное, прошедшее через конкурсное управление ООО «Трестуголь» (прежде ЗАО «Сосна»), и ООО «Сахалинуголь-2», созданное на базе разреза «Солнцевский». Вновь открыта разработка открытого угля на разрезе «Варваровский»… С 2006-го года в соответствии с программой развития угольной отрасли Углегорского района на лицензирование будут выставлены еще четыре месторождения открытого угля.
С угольными предприятиями связана и вся инфраструктура Углегорского района. В первую очередь речь идет о транспортниках: по традиции доставку добываемого угля потребителям предоставляют автотранспортные предприятия и суда через порты, расположенные на территории района.
Сухопутным путем перевозку грузов осуществляют Углегорское и Шахтерское АТП и ООО «Уголь-Транс». В 2000 году Углегорское АТП получило Памятный знак губернатора области как лучшее предприятие года в сфере услуг автотранспорта области.
Свою нишу на рынке перевозок угля занимает Шахтерское АТП. На предприятии улучшены условия работы, организован капитальный ремонт техники, постоянно обновляется автопарк. Следует заметить, что и Углегорское, и Шахтерское АТП осуществляют еще и пассажироперевозки, оказывая социально значимые услуги. А вот ООО «Уголь-Транс» занимается вывозкой угля только за пределы муниципального образования. Это структурное подразделение ОАО «Сахалинуголь».
Уголь для нужд областной энергетики поставляется и водным путем – через порты Углегорска, Шахтерска и Бошняково. Эти предприятия задействованы и на вывозке угля на Камчатку, в Корякский автономный округ, за границу. Следует отметить, что ООО «Углегорский порт» в последние годы (2003-2006) наращивает объемы. Он перерабатывает до 190 тысяч тонн в год, хотя мощность рассчитана на 100 тысяч тонн.
Углегорский муниципальный район имеет и собственные воздушные ворота – аэропорт г. Шахтерска. Как свидетельствуют архивные документы, этот аэропорт был основан в сороковых годах прошлого века для военных целей, а гражданские функции он начал выполнять с 1957 года. Сегодня самолеты из Шахтерска летают по маршруту «Хабаровск – Зональное – Шахтерск – Хабаровск». Но шахтерский аэропорт является еще и запасным аэродромом компании «Сахалинские авиатрассы», как идеальный с точки зрения географии и климатических условий. К тому же он обладает светосигнальным оборудованием, позволяющим приземляться на полосу и в темное время суток.
Thu Mar 5, 2015 11:15:42 am
Имена на карте района
Арсеньева, гора.
Названа в 1947 г. в честь Владимира Арсеньева (1872-1930), российского исследователя Дальнего Востока, географа и писателя. Арсеньев исследовал Южное Приморье (1902-03), горы Сихотэ-Алиня (1906-10). Один из создателей краеведческого направления в отечественной научно-художественной литературе (книги «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня»).
Баранова, гора и мыс.
Александр Баранов (1746-1819), купец, мореход и государственный деятель. Первый Главный правитель Русской Америки (1790-1818), исследователь Северной Америки. За 28 лет работы на посту Главного правителя построил несколько укрепленных посёлков, основал верфь, построил медеплавильный завод и школу, организовал добычу угля и значительно расширил промысел каланов. За «... усердие его к заведению, утверждению и расширению в Америке российской торговли» еще в 1799 император Павел I наградил Баранова именной медалью.
Белкина, гора, мыс и река.
Сотник Забайкальского казачьего войска Белкин в 1865 г. произвёл топографическую съёмку сахалинского побережья от пролива Невельского до залива Терпения. На морских картах мыс Белкина часто обозначен как мыс Ендогурова – в честь контр-адмирала, командующего отрядом военных судов в Тихом океане в 1864-65 гг.
Бошнякова, гора, река. Бошняково, посёлок. Бошняковский, перевал.
Все названия даны в 1947 г. в честь активного участника Амурской экспедиции Геннадия Невельского – лейтенанта Николая Бошняка (1829-1899). В 1852 г. Бошняк исследовал западное побережье острова Сахалин, где обнаружил залежи каменного угля. В 1853 открыл удобную для стоянок флота бухту – залив Хаджи (Советская Гавань), а также составил описание Татарского пролива.
Брылкина, гора.
Исследователь Сахалина, участник экспедиции Фёдора Шмидта, доктор А. Брылкин изучал этнографию и флору Приамурья и Сахалина. Создал первую грамматику гольдского (нанайского) языка.
Гаврилова, залив и мыс.
Подпоручик корпуса флотских штурманов Александр Гаврилов (1818-1849) находился на службе в Российско-Американской компании. В 1846 г. исследовал устье Амура, наткнулся на банку и ошибочно решил, что она «запирала устье» реки. В итоге император Николай I начертал на докладе с результатами исследований Гаврилова резолюцию: «Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить».
Гончарова, гора и мыс.
Названы в 1856 г. участником Амурской экспедиции лейтенантом Николаем Рудановским в честь русского писателя Ивана Гончарова (1812-1891), совершившего кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в качестве секретаря дипломатической миссии адмирала Евфимия Путятина.
Жуковского, гора и мыс.
Названы в честь русского поэта Василия Жуковского (1783-1852), одного из создателей русского романтизма, талантливого переводчика.
Завойко, гора.
Первый военный губернатор Камчатки и командир Петропавловского порта генерал-майор Василий Завойко (1809-1898) возглавил оборону Камчатки от англо-французской эскадры в 1854-55 гг.
Изыльметьева, гора, залив и мыс.
Командир фрегата «Аврора» капитан-лейтенант Иван Изыльметьев (1813-1871) – герой обороны Петропавловска-на-Камчатке 1854-55 гг.
Залив носит имя Изыльметьева с 1857 г., а мыс получил своё название только в 1947 г., первоначально он назывался мыс Тироля – в честь старшего офицера фрегата «Аврора».
Калинина,гора. Калининская,река
Михаил Калинин (1875-1946), советский политический деятель. С 1938 г. председатель Президиума ВС СССР. Входил в ближайшее политическое окружение Сталина.
Кировская, гора и река.
Сергей Киров (Костриков) (1886-1934), советский политический деятель. Член ЦК ВКП (б) с 1923 г., член Политбюро ЦК с 1930 г. Убит террористом.
Котовск, гора.
Григорий Котовский (1881-1925), организатор вооруженных выступлений молдавских крестьян в 1905 и 1915 гг., участник установления советской власти в Молдавии. В Гражданскую войну командир кавалерийской бригады и дивизии, с 1922 г. – корпуса.
Ламанон, горы и мыс.
В 1787 г. французский мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз назвал мыс и гору в честь участника своей экспедиции Ламанона. Физик-натуралист, член Туринской академии и корреспондент Королевской академии Ламанон был убит туземцами в декабре 1787 г. на архипелаге Самоа.
В 1853 г. подпоручик Дмитрий Орлов переименовал пик Ламанон в гору Невельского, на современных же картах это гора Ичара.
Лепешинская, гора.
Ольга Лепешинская (род. в 1916), российская балерина, педагог. Народная артистка СССР (1951). С 1963 г. ведёт педагогическую работу за границей: в Римской академии танца, в оперно-балетных театрах Будапешта, Мюнхена, Берлина, Стокгольма, Вены, Милана, Лондона, Осло, Токио, Белграда. С 1991 г. Президент Российской хореографической ассоциации.
Лесовского, гора и залив
Залив нанесён на карту в 1857 г., гора получила название в 1947 г. Названы в честь командира фрегата «Диана» капитана 2-го ранга Степана Лесовского (1817-1884). В 1854 г. «Диана» отправилась в Японию с дипломатической миссией адмирала Евфимия Путятина. 7 января 1855 г. фрегат затонул во время землетрясения близ порта Симода. Лесовский зафрахтовал американское купеческое судно, на котором сумел уйти от англо-французской эскадры в Де-Кастри.
Ломоносова, гора.
Михаил Ломоносов (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Лопатинка,река.
В память о русском геологе Иннокентии Лопатине (1839-1909), проводившего геологические исследования на Сахалине в 1863 и 1867-68 гг.
Масленникова, гора.
По имени Вячеслава Масленникова (1894-1968), штейгера шахты на мысе Рогатом, затем – активного партийного деятеля.
Мичуринская, река.
Иван Мичурин (1855-1935), российский селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, почетный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). В 1912 году заслуги учёного были отмечены орденом святой Анны 3-й степени. В советское время он стал культовой фигурой. После смерти Мичурина Трофим Лысенко и его последователи окрестили свои псевдонаучные теории «мичуринским учением».
Никольского, гора, перевал, хребет. Никольское, посёлок.
В честь зоолога Александра Никольского (1858-1942), участника экспедиции Ивана Полякова на Сахалин в 1881-82 гг.
Орлова, гора, мыс и ручей. Орловка, река. Орлово, посёлок.
Мыс назван участником Амурской экспедиции лейтенантом Николаем Рудановским в 1856 г. в честь Дмитрия Орлова (1806-1859), подпоручика корпуса флотских штурманов, активного участника исследований Геннадия Невельского. В 1853 г. Орлов основал в устье реки Кусунай военный пост (Ильинский).
Полевого, мыс.
Назван в 1947 г. в честь геолога Петра Полевого (1873-1938). Начальник партии Геологического комитета, работавшей на Сахалине в 1908-10 гг. Руководил экспедициями, изучавшими угольные (1914-22) и нефтяные (1925-29) месторождения Сахалина. Репрессирован.
Репина, река.
Илья Репин (1844-1930), русский живописец, передвижник. («Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и т.д.).
Спартак, гора и ручей.
Спартак (?-71 до н. э.), вождь крупнейшего восстания рабов в 73-71 гг. до н. э. Восстание охватило почти всю Италию; армия восставших насчитывала около 70 тысяч человек. В 71 Спартак был разбит римской армией под руководством Красса и погиб в бою.
Ставицкого, мыс.
Назван в честь инженер-механика Петра Ставицкого, плававшего в дальневосточных морях на транспорте «Гиляк» (1864), корвете «Аскольд» (1865-67) и корвете «Витязь» (1870-74).
Старица, река. Старицкого, мыс
Константин Старицкий (1839-1909), лейтенант. В 1865-71 гг. проводил гидрографические исследования в дальневосточных морях.
Суворовская, река.
В честь российского полководца, генералиссимуса Александра Суворова, графа Рымникского, князя Италийского (1730-1800).
Тельновка, река. Тельновская, гора. Тельновский, перевал и рабочий посёлок.
Посёлок Тельновский (а вслед за ним река и гора) назван в 1947 г. в память о капитане Иване Тельнове (1914-1945). Тельнов командовал т.н. «морским постом связи № 2» – секретным разведывательным отрядом Тихоокеанского флота, базировавшимся в районе Пильво. 12 августа 1945 г. отряд участвовал в штурме японского пограничного поста Амбэцу (снятие часовых и разведка). Тельнов погиб при взятии погранпоста Кирэ.
Тихоновича, мыс
Николай Тихонович (1872-1952), геолог, профессор. Один из начальников партий Сахалинской экспедиции 1908-10 гг. Первым описал геологическое состояние полуострова Шмидта.
Ушаковка, гора и река.
Названы в честь адмирала Федора Ушакова (1745-1817), российского флотоводца. Один из создателей Черноморского флота, с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом. Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции 1798-1800 гг. Канонизирован Русской православной церковью в 2001 г.
Чехова, мыс. Чеховка, река.
Антон Чехов (1860-1904), русский писатель, почётный академик Петербургской АН. В 1890 г. прервал литературную работу и отправился в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Итог – книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в её основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и статистические данные, собранные Чеховым на острове.
Шебунина, гора и залив.
Залив получил современное название в 1947 г., первоначально он назывался залив д’Эстен, по имени вице-адмирала, воевавшего на стороне американцев в войне за независимость.
Прапорщик Герасим Шебунин (1833-?), топограф физического отряда Сибирской экспедиции 1859-62 гг. Составил карту южного Сахалина в сорокавёрстном масштабе.
Составил Алексей Колесников 2006.
Показано с 1 по 1 из 1 (всего 1 страниц)