Ворота Тории

Ворота Тории

Год выпуска: 1930-40


Ворота Тории Ворота Тории Ворота Тории





Ворота Тории

 

Значок найден при раскопках в г. Поронайске (Сахалинская область)

Отсылал фото на перевод японца, но даже они не смогли перевести всю надпись на значке

Перевод нижних иероглифов слева: 本舗 – магазин. Дале скорее всего название самого магазина.

 

Ниже, еще один такой же значок, с более читаемыми иероглифами. Найден при раскопках в г. Поронайске в ноябре 2023 году.

Храм Сикука дзинзя 1933 год

 

Ворота в храм Карафуто дзиндзя г.Тоёхара (ныне г.Южно-Сахалинск)

Вид от храма Карафуто дзиндзя на город Тоёхара(ныне г.Южно-Сахалинск)

 

То́рии- (яп. 鳥居, иногда пишется 鳥栖 или 鶏栖) — П-образные ворота без створок в синтоистском святилище.

По одной из теорий, тории произошли от индийских ритуальных ворот торана, по другой — появились в Японии, развившись из отмечавших священную землю столбов с симэнавой. Первые упоминания о ториях относятся к X веку.

Основа конструкции торий — два вертикальных столба, соединённых двумя горизонтальными перекладинами. Существуют два основных стиля: симмэй-тории имеют простые столбы и прямые перекладины, а мёдзин-тории — столбы на каменном основании и двойную изогнутую верхнюю перекладину.

Тории являются как символом синтоизма, так и Японии в целом. Из-за связи с синто они часто являются условным обозначением синтоистских святилищ.

Иероглифы, которыми записывается слово «тории» (鳥居), значат «птица» (яп. 鳥 тори) и «быть, находиться» (яп. 居る иру).

По некоторым версиям, слово «тории» происходит от выражения «тори-иясу» или «тори-ита» («насест»), по другим — от выражения «то:ри-иру» («войти, пройдя через что-либо»).

Другие исследователи считают, что слово «тории» происходит от санскритского слова торана  (англ.)рус. (туран) — «ворота» или «арка».

Тории имеются в каждом синтоистском святилище (дзиндзя) и являются их отличительным признаком. Обычно они стоят на пути к святилищу (сандо) и отмечают начало священной территории. Из-за смешения синтоизма и буддизма начиная с XII века тории можно встретить и на территории буддистских храмов, если в их состав входит дзиндзя. В буддистском храме Ситэнно-дзи в Осаке стоят огромные каменные тории, возведённые в 1294 году после того, как сгорели предыдущие деревянные.

Аркады из торий в святилище Фусими-Инари

В некоторых святилищах может быть несколько торий, в таком случае первые и крупнейшие тории, отмечающие границу сакрального пространства, называются ити-но-тории («первые тории»), следующие указывают на возрастание святости территории по мере приближения к хондэну. Некоторым храмам принято приносить в дар тории, в таком случае их ставят одни за другими, образовывая аркаду; примером этого служит Фусими-Инари-тайся с аркадами из тысячи торий.

Кроме отдельно стоящих, существуют тории, являющиеся частью забора тамагаки, окружающего хондэн. Если от торий в обе стороны расходится забор, их называют тории-мон (ворота-тории.

Поднимающиеся из воды тории храма Ицукусима, через которые должны были проплыть паломники перед тем, как ступить на священную землю этого острова, широко известны и являются одним из «трёх знаменитых пейзажей Японии».

При посещении храма принято кланяться ториям, проявляя уважение к божествам. По завершении визита верующие, проходя через тории, оборачиваются в сторону хондэна и вновь кланяются. Некоторые не считают поклон обязательным, другие кланяются перед каждыми ториями храма

В настоящее время не существует общепризнанной теории происхождения торий.

По одной из теорий, они произошли от индийских ритуальных ворот торана  (англ.)рус., обычно возводимых с четырёх сторон света на пути к ступе или захоронению. Вместе с буддизмом данная архитектурная форма распространилась из Индии по Восточной Азии, а позже попала в Японию через Китай или Корею.

Примеры подобных ворот в соседних странах включают в себя хонсальмун (кор. 홍살문) в Корее и пайлоу в Китае. Хонсальмун  (англ.) рус. — корейские деревянные ритуальные ворота, устанавливавшиеся на входе в совон, хянгё (кор. 향교) или на кладбище. Самые известные хонсальмун стоят перед царскими захоронениями династии Чосон в Сеуле. Как и тории, хонсальмун стоят отдельно и не являются частью ограды, а скорее отмечают начало священной земли. Подобно ториям, они состоят из двух столбов и двух перекладин, но у хонсальмун на верхней расположены многочисленные деревянные «стрелы». Дополнительным отличием от торий является то, что столбы проходят сквозь перекладины и заканчиваются выше.

Тории могли появиться в Японии в результате эволюции простейших культовых площадок. В старину постоянных храмов не существовало — вначале при проведении религиозных праздников по углам священного участка ставили столбы, между которыми натягивалась верёвка. Позже на входе для жреца стали ставить два столба повыше, тоже соединённые верёвкой. В конце концов верёвку сменили деревянные перекладины, и тории приобрели вид современных симмэй-торий. Косвенным подтверждением этой теории служат и обычай вешать на тории верёвку симэнава, и существующий поныне стиль тюрэн (см. ниже), в котором два столба соединяет лишь симэнава.

Также в поддержку автохтонной гипотезы говорит то, что в Японии (как и в Корее) столбы могли символизировать божество, в современном японском хасира (яп. 柱, столб) является счётным суффиксом для богов.

Тории состоят из двух вертикальных столбов, сверху соединённых балкой касаги (яп. 笠木 зонтичная), ниже неё сквозь столбы проходит горизонтальная перекладина нуки (яп. 貫 пронзающая). К касаги может прилегать вспомогательная балка симаки (яп. 島木). У некоторых видов торий между симаки и нуки расположена небольшая табличка гакудзука (яп. 額束), на которой пишется название святилища, а для закрепления нуки в столбы забиты клинья кусаби (яп. 楔).

С XVII века расстояние между нуки и верхними балками приблизительно равно толщине вертикальных столбов; диаметр столбов равен 1/10 расстояния между ними; линии, образованные срезом верхних балок, должны соединять их с основаниями столбов.

Первоначально тории возводились из дерева и камня, позже стали использовать медь, железо, глину. В настоящее время широко распространены железобетонные тории. Чаще всего тории не декорированы или имеют минималистичный декор; в результате буддистского влияния многие окрашены в ярко-красный цвет (реже белый), некоторые элементы могут быть чёрного цвета.

 

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8

Ворота Тории г. Томари (снимок, август 2023)