Автор: Alex72
Wed Feb 2, 2022 11:49:35 am
Views: 446
|
75 лет на земле и в небе: хроники аэропорта Как это было: первые полеты на Сахалин, первые авиаторы и первый аэропорт. В сентябре островная воздушная гавань отметит 75-летие, к этой дате выйдет в мир подарочное издание — спецвыпуск журнала "Сахалин P.S.", посвященный истории становления и настоящему дню крупнейшего в регионе и на Дальнем Востоке авиапредприятия. ИА Sakh.com публикует отрывок из этого исторического очерка, отдавая дань уважения тем, кто стоял у истоков, кто крепко связал жизнь с гражданской авиацией, работая без выходных, а зачастую и вовсе на износ, на пределе человеческих возможностей. В начале пути 2020-й стал юбилейным для всей гражданской авиации Дальнего Востока. Отправной точкой знаменательной даты является открытие в 1930 году первой дальневосточной регулярной почтово-пассажирской авиалинии Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Оха — Александровск-на-Сахалине будущим Героем Советского Союза летчиком Михаилом Водопьяновым. Уже потом советские авиаторы проложат авиатрассы на Камчатку и Чукотку, в Приморье и Приамурье, в Якутию и на Охотское побережье. Но эта была первой. История развития сахалинской авиации уникальна, как и история самого региона. Именно здесь получали закалку, совершали подвиги при освоении воздушных трасс известные советские авиаторы, такие как Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Илья Мазурук, Александр Иванов, Алексей Иванов и многие другие. Они открывали, осваивали и благоустраивали воздушные трассы острова, затем продолжительное время летали по этим маршрутам, обучая молодых мастерству и выносливости. Мы, сахалинцы, ими гордимся. Открытие первой дальневосточной воздушной линии. "Юнкерс Ф-13" с бортовым номером СССР-127. На снимке экипаж, пассажиры, местные жители. Фото сделано в Николаевске-на-Амуре в январе 1930 года В морозный день (минус 36 градусов) 9 января 1930 года летчик Михаил Васильевич Водопьянов на самолете "Юнкерс Ф-13" (F-13) общества "Добролет" с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную трассу по маршруту Хабаровск — Сахалин протяженностью 1180 километров. На борту того исторического самолета кроме Водопьянова находились бортмеханик Николай Васильевич Аникин, механик-моторист Семен Иванович Нижниковский и пассажиры: начальник управления Дальневосточными воздушными линиями (ДВЛ) "Трансавиация" Всероссийского общества "Добролет" Александр Семенович Ривадин, секретарь Дальневосточного крайсовета Осоавиахима Алексей Георгиевич Захаров и специальный корреспондент газеты "Тихоокеанская звезда" В. Волынский. Первый перелет совершался по маршруту Хабаровск — Нижне-Тамбовское — Мариинск — Николаевск — Оха (бухта Уркт) — Александровск-на-Сахалине (устье реки Александровки, самолет садился на лыжи) и продлился несколько дней. Не считая времени остановок в промежуточных пунктах посадки для заправки и обслуживания самолета, рекордный полет занял 6 часов 25 минут, в то время как обычным путем в зимнее время на собачьей упряжке это же расстояние преодолевали за 35-40 дней. Ведь тогда, в 1930 году, открыли не только первую почтово-пассажирскую авиалинию на Дальнем Востоке (Хабаровск — Сахалин), но и стали выполнять регулярные почтово-пассажирские рейсы по расписанию. Воздушная линия Хабаровск — Сахалин связала центр Дальневосточного края — Хабаровск с сахалинскими рыбным и нефтяным промыслами, дала толчок к ускоренному развитию авиации на островах, показала мастерство первых летчиков. Гидросамолет "Савойя-55", север Сахалина, 1934 год Сахалинская авиатрасса сыграла в развитии дальневосточной авиации большую роль, став школой жизни. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому неслучайно ее прозвали трассой героев. В ту пору на Дальнем Востоке сухопутных аэропортов не было, и первые годы приходилось летать на гидросамолетах, осуществляя посадку на воду. Эксплуатация этих воздушных машин была связана с большими трудностями. Аэропорт представлял собой обыкновенный бревенчатый дом-пятистенок, в одной половине которого жил начальник аэропорта, в другой экипаж прилетевшего самолета. Неподалеку от берега вкапывался столб, за который крепился самолет во время стоянки. На берегу стояли бочки с керосином и маслом. Заправка самолета производилась вручную, так как никаких заправщиков не было и в помине. Поэтому в заправке участвовал не только экипаж, но и начальник аэропорта, сторож и даже пассажиры. Бензин из бочек наливали в ведра, потом через воронку с замшей заливали в баки. Метеорологического обслуживания полетов не было, и информацию о погоде летчик не получал. Столкнувшись с плохой видимостью, пилот делал разворот на 180 градусов, выбирал место для посадки и садился. Вынужденная посадка продолжалась до установления хорошей погоды. Но не только туман и дожди мешали полетам. В случае шторма или высокой волны самолет при посадке мог легко опрокинуться. На доске приборов — указатели количества бензина и масла в баках, счетчик оборотов мотора, высотомер, указатель скорости и трубка с бегающим шариком — указатель крена. Вот и весь перечень скудных приборов. Самолеты были тихоходными, фанерными. Тесная пилотская кабина была открыта всем ветрам, непогодам и морозам. Отправляясь в полет, пилоты облачались в меховую одежду, укутывались шарфами, надевали мотоциклетные очки, носили краги по локоть, мастерили всевозможные маски, чтобы защитить лицо. Какое мужество и любовь к своей профессии надо было иметь, чтобы, рискуя жизнью, летать в таких сложнейших условиях! Воздушный мост, проложенный с материка на Сахалин, поддерживали самолеты, которые пилотировали А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, И. П. Мазурук, А. И. Иванов, А. Я. Иванов и многие другие. А первым летчиком Дальневосточного края, согласно советской историографии, считается М. В. Водопьянов. Все выше и дальше Пилоты сахалинской почтово-пассажирской авиалинии доставляли в отдаленные места геологов, охраняли от пожаров леса, вывозили пушнину, выручали людей при стихийных бедствиях. Так, летчик Илья Мазурук много раз спасал островитян при наводнениях. Он привозил пострадавшим хлеб, муку, сахар, одежду. Увозил раненых, ухитряясь приземляться в самых, казалось бы, непригодных для этого местах и взлетать с них. В 1932 году на остров была направлена специальная экспедиция для изучения возможности организации круговой воздушной линии по маршруту Александровск-Сахалинский — Катангли — Чайво — Пильтун — Оха — полуостров Шмидта — Москальво — Верещагино — Погиби — Виахту — Александровск. В результате изысканий был подготовлен проект этой авиалинии, и к концу 1933 года она вступила строй. Линию обслуживали два самолета У-2. В период 1933-1937 годов на Северном Сахалине началось строительство посадочных площадок и открытие новых воздушных линий. С созданием стационарных аэродромов на смену устаревшим моделям самолетов "Юнкерс" и "Фоккер" пришли отечественные невзыскательные к условиям полета аэропланы У-2, ПС-5, К-5, Р-6, многомоторные АНТ-9, а несколько позже — "Сталь-2" и "Сталь-3". Кроме того, в Италии было закуплено несколько многоместных гидропланов "Савойя-55". Шли годы. Росла авиация. Новые воздушные машины летали теперь по трассе материк — Сахалин, и все новые смельчаки садились за штурвалы этих кораблей. С каждым годом летать на остров становилось легче. На всем пути оборудовались посадочные площадки с радиостанциями и техническими службами, с простейшими аэровокзалами. Выросла скорость воздушных судов, дальность полетов, грузоподъемность. Но главным достоинством этих самолетов было наличие пилотажного оборудования, позволяющего летать в облаках и за облаками. Великая Отечественная война нарушила нормальную работу гражданского воздушного флота. Многие гражданские летчики были включены в состав Военно-воздушных сил СССР. Летчики и авиаторы Дальнего Востока, включая Сахалин, беззаветно служили Родине, делали все возможное на фронтах и в тылу, чтобы страна одолела врага и победила. Вечная им память и слава! Мирное небо Подлинный подъем в развитии воздушного транспорта Сахалина наступил после окончания Второй мировой войны и освобождения южной части Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов. Летопись под названием "Аэропорт Южно-Сахалинск" начинается с японского грунтового аэродрома "Осава", который располагался западнее нынешней Большой Елани. В сентябре 1945 года туда прилетел первый самолет с Большой земли, ознаменовавший собой открытие регулярных авиасообщений Хабаровск — Южно-Сахалинск. Первая авиационная администрация области разместилась в двухэтажном деревянном здании японской постройки. Вот таким был аэропорт после освобождения от японцев, аэродром "Осава", Тойохара (ныне Южно-Сахалинск), сентябрь 1945 года Аэродром Тойохара (ныне Южно-Сахалинск), 1946 год Для изучения обстановки, анализа данных, принятия быстрых решений на остров прибыл председатель президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян. Его сопровождали многие специалисты по различным отраслям науки, техники, народного хозяйства. Они объездили почти все города юга Сахалина, побывали на Курильских островах. Было принято решение о развитии транспортной отрасли, в первую очередь, авиации. Они были первыми По указанию Дальневосточного управления гражданского воздушного флота (ДВУ ГВФ) 20 сентября 1945 года в Тойохару (ныне Южно-Сахалинск) прибыли пилоты К. И. Полозов и К. И. Бичун для организации аэропорта на базе японского военного аэродрома. Благодаря их энергичным действиям, уже в октябре 1945-го на Южном Сахалине был организован первый аэропорт гражданского воздушного флота, первым начальником которого стал лейтенант Константин Иванович Полозов (с сентября 1945 по декабрь 1948). Никакой собственной материальной базы аэропорт не получил, за исключением одного автобуса, одной автомашины и мотоцикла. В мае 1946 года к Южно-Сахалинскому аэропорту был прикомандирован пилот В. И. Лосенков с самолетом По-2 для патрулирования лесов. Для организации авиаперевозок была открыта билетная касса, созданы линейно-эксплуатационная ремонтная мастерская самолетов и служба горюче-смазочных материалов (ГСМ). Это было началом развития инфраструктуры аэропорта. 13 марта 1947 года в Южно-Сахалинске создается 38-й авиатранспортный отряд Дальневосточного управления гражданского воздушного флота (ДВУ ГВФ). Аэропорт и отряд становятся единой организацией и совместно с аэропортами Александровск и Оха выполняют задачи по обслуживанию развивающейся экономики области. Командиром 38-го авиатранспортного отряда был назначен Михаил Иосифович Приходовский (с марта 1947 по 1949 год). Вся его работа была связана с расширением и обновлением самолетного парка. Сахалинские аэропорты пополнились новыми самолетами. Осваивались новые трассы в Шахтерск, Зональное, на Курильские острова. Аэропорт (Большая Елань) в 50-е годы В феврале 1949-го аэропорт Южно-Сахалинск отделяется от 38-го авиатранспортного отряда и выделяется в самостоятельную единицу, которая призвана обеспечить безаварийную работу 38-го авиаотряда и прилетающих самолетов. К этому времени руководство сменилось, начальником аэропорта становится Иван Семенович Лавров (с января 1948 по июль 1950 года), на смену ему пришли Константин Васильевич Пугачев (с июля 1950 по апрель 1951) и Василий Григорьевич Хандожко (с апреля 1951 по сентябрь 1952). Обеспечить нужды населения В 1950 году 38-й авиатранспортный отряд был реорганизован, на его основе создали 24-е отдельное транспортное авиазвено. Именно летчики 24-го авиазвена проложили первую воздушную трассу на Курильские острова. В сентябре 1952 года создается 147-й авиаотряд с базой в Южно-Сахалинске, в его состав вошла вся гражданская авиация Сахалина. Командиром авиаотряда был назначен Илья Федорович Черемушников (с сентября 1952 по август 1953 года), а с августа 1953 по декабрь 1955-го — Михаил Иванович Алексашин. Перед отрядом поставили задачу: обеспечение растущих нужд населения, то есть увеличение пассажирских перевозок и оказание помощи народному хозяйству области. Во второй половине 50-х годов авиаотряд значительно укрепил свою материальную базу, в его распоряжение поступили самолеты Ил-14, которые теперь совершали регулярные рейсы в Хабаровск, Оху, Шахтерск, Кировское и на Курильские острова. Легендарный трудяга ИЛ-14, 1970 год В конце 50-х гражданскому воздушному флоту стали передаваться устаревшие к тому времени аэродромы военного ведомства. Так, 16 сентября 1959 года от ВВС СССР на баланс 147-го авиаотряда был принят аэродром Шахтерск, а 1 октября — аэродром Зональное. Началось массовое расформирование воинских авиачастей. Ряды островной авиации Сахалина пополнили военные летчики и авиаспециалисты А. Чернышев, В. Ладнов, П. Туманов, В. Одарченко, Л. Медведев, И. Щелчков; пришли из авиаучилищ В. Миронов, А. Дерибаскин, А. Лактионов, Г. Бережной, М. Бабитам, А. Круглов, А. Ким, Ю. Банников, В. Воробьев, В. Завьялов, В. Лазарев, А. Яцына. Особенно много специалистов влилось с началом полетов самолетов Ил-18, Ан-10, Ан-24, Ан-26. С 1956 по 1961 год командиром 147-го авиаотряда был Владимир Яковлевич Стрелин, а с марта 1961 по ноябрь 1963-го отрядом руководил Юрий Алексадрович Лешуков. Помимо пассажирских перевозок, авиаотряд оказывал большую помощь рыбакам в поисках рыбных косяков, патрулировании лесов, выполнении срочных санитарных заданий, переброске геологических партий, доставке грузов и оборудования. В августе 1963 года создается Южно-Сахалинский объединенный авиаотряд (ОАО), и 147-й летный отряд становится частью этой новой структуры. Южно-Сахалинский ОАО возглавил Юрий Александрович Лешуков (ноябрь 1963 — ноябрь 1971), а 147-м летным отрядом руководил Вячеслав Андреевич Безукладников. Расцвет, кризис, и снова расцвет Новой вехой в развитии авиации стал 1964 год, когда был построен аэродром в Хомутово, ставший основной базой Южно-Сахалинского ОАО. Решение о переносе аэродрома на новую площадку было принято еще в 1960 году, область должна была иметь возможность принимать воздушные суда больших размеров, более требовательные к качеству покрытия, и такую площадку нашли в десяти километрах от Южно-Сахалинска. Новый аэропорт "Южно-Сахалинск" (Хомутово) в 60-е годы. На перроне — самолеты Ил-18 К 1964 году на новом месте построили и новую полосу с бетонным покрытием длиной 1800 метров. Это был прорыв. С вводом в строй Хомутовского аэродрома, оборудованного новейшими средствами посадки самолетов, на Сахалин стали летать самолеты Ан-10, а с мая того же года область смогла принимать современные самолеты Ил-18, что значительно сократило время полета из Южно-Сахалинска в Москву до 14-15 часов. Усиленными темпами в 60-е годы идет строительство и реконструкция аэропортов на острове. Это и современный аэровокзал в аэропорту Южно-Сахалинск, аэровокзалы на 25 мест в аэропортах Ноглики, Шахтерск, Александровск, произведено удлинение взлетно-посадочных полос. В 1967 году построены помещения для обслуживания пассажиров в аэропортах Буревестник и Южно-Курильск. Идет развитие аэропортов Шахтерск, Зональное, Оха, где устанавливается новое оборудование для приема и выпуска самолетов в сложных метеорологических условиях. С 1966 по 1968 годы устанавливается регулярное движение на турбовинтовых самолетах Ан-24 по линиям Шахтерск — Хабаровск, Хабаровск — Ноглики. В 1970-1974 годах был произведен капитальный ремонт ВПП в аэропорту Южно-Курильска, построены перрон и бетонные рулежные дорожки в аэропорту Шахтерск. Велось строительство аэропорта Оха, реконструировалась ВПП аэропорта Зональное. Построены аэровокзалы в аэропортах Шахтерск и Менделеево, взлетно-посадочная полоса и ангар технического обслуживания в Охе. Все эти работы сводились к подготовке запуска на местных линиях самолетов Як-40, Ан-24, Л-410 и Ан-2. С ноября 1971 по апрель 1985 года Южно-Сахалинским объединенным авиаотрядом руководил Вячеслав Михайлович Гольцев. С 1954 по 1960 годы он служил в ВВС СССР летчиком бомбардировочной авиации. После увольнения в запас продолжил работу в гражданском воздушном флоте СССР. Грамотный специалист, он много внимания уделял освоению новой авиационной техники, развитию авиапредприятий и аэропортов Сахалинской области. В этот период сахалинские авиаторы стали осваивать самолеты Ан-2, Ан-24, Ил-14, вертолеты Ми-8, Ми-2. Была проведена реорганизация 147-го летного отряда, создан 359-й летный отряд по применению авиации в народном хозяйстве (ПАНХ). Активно проводились работы по реконструкции и строительству взлетно-посадочных полос в аэропортах Оха, Ноглики, Зональное, Шахтерск, Южно-Курильск. Сахалинские вертолетчики первыми на Дальнем Востоке приступили к выполнению авиационных работ и воздушным перевозкам на самоподъемные и плавучие буровые установки, выполнявшие разведочные работы по поиску нефти и газа на сахалинском шельфе. Вертолетчики 359-го летного отряда участвовали в строительстве нефтегазопровода по маршруту Монги — Погиби. Север Сахалина, 1972 год. Доставка груза и почты Первый рейс Як-40 в аэропорт Менделеево (о. Кунашир), 15 августа 1978 года Буровая установка. Шельф, северо-восточное побережье, 1980 год 14 января 1980 года Южно-Сахалинский объединенный авиаотряд переименован в Сахалинское производственное объединение Дальневосточного управления гражданской авиации. В 1985-м в аэропорту Южно-Сахалинск была реконструирована взлетно-посадочная полоса для приема самолетов ТУ-154, совершенствовались технологические процессы и качество обслуживания. Технический рейс самолета Ту-154, 25 октября 1985 года Ключ от воздушных ворот Сахалина у командира авиапредприятия А. А. Королева, митинг, 1985 год Пассажирские перевозки Пассажирские перевозки были особой гордостью авиаторов. Помимо внутренних рейсов, авиапредприятие осуществляло перевозки во многие города страны: Москву, Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. С апреля 1985 по май 1995 года командиром Сахалинского производственного объединения ДВУ ГА становится Анатолий Александрович Королев. В 1956 году он окончил Бугурусланское летное училище. С группой таких же выпускников по распределению попал в гражданскую авиацию. Прибыл на Сахалин в Александровск-Сахалинский. Летал на двухместном самолете По-2. Возил почту, грузы, доставлял больных из далеких таежных поселков в больницы. Освоил управление вертолетом и сел за штурвал вертолета Ми-1, позднее Ми-4. Обслуживал в основном нефтяников и лесников. В конце шестидесятых поступил в Ленинградское высшее авиаучилище гражданской авиации. Окончив училище в 1972 году, прибыл в Южно-Сахалинский аэропорт. Более десяти лет летал рядовым пилотом, потом пилотом 1-го класса на самолетах Ил-14 и Ан-24. И вот назначен командиром Сахалинского производственного объединения. При его руководстве в 1990 году аэропорт получил статус международного. В должности командира он пробыл более десятка хлопотных и трудных лет вплоть до нефтегорской трагедии 1995 года (землетрясение). На годы его работы пришлись самый расцвет островной авиации и самый кризисный спад. Расцвет — тогда в островной авиации работало свыше 2,5 тысячи человек, летали более 70 единиц летательных аппаратов разного типа — самолеты и турбинные, и винтовые, вертолеты Ми-1, Ми-4, Ми-2, Ми-8; удлинялись и укреплялись взлетно-посадочные полосы; перевозилось около 700 тысяч пассажиров в год. Спад — неожиданное падение производства в начале 90-х, когда государство просто бросило авиацию на произвол судьбы. Не только островную, но и всей страны. Летный и технический состав практически стал не нужен. Чтобы сохранить опытные кадры, было принято единственно правильное решение — разделить авиаотряд на аэропорт и авиакомпании, иначе пришлось бы почти всех сокращать или не платить зарплату. 30 ноября 1993 года из состава Сахалинского объединенного авиаотряда был выделен аэропорт Южно-Сахалинск и на его базе образовано самостоятельное государственное предприятие — ГП "Аэропорт Южно-Сахалинск". Первый технический рейс ИЛ-62 Москва — Южно-Сахалинск, ноябрь 1986 года Спецавиация Мужество и находчивость, знание дела и мастерство — вот главные черты в работе авиаторов. И не только на пассажирских воздушных трассах. На острове успешно развивалась авиация спецприменения. Руководители авиаотряда вовремя взяли ориентир на создание звена самолетов-рыборазведчиков и наблюдателей за ледовой обстановкой моря в зимних условиях. Разрешение на переоборудование таких машин дал генеральный конструктор С. В. Ильюшин, финансировал работы Южно-Сахалинский аэропорт. Под руководством главного инженера авиационно-технической базы Виктора Дмитриевича Кошеверова южно-сахалинские авиатехники справились с задачей. Это принесло пользу не только авиаотряду, но и всей области в целом. Москальво, 1966 год Авиаразведчиков было около десятка — несколько Ан-2 на севере острова и три Ил-14 в Южно-Сахалинске. С помощью этих самолетов рыбаки Сахалина дополнительно добывали в год более семи процентов сельди. В денежном выражении это составляло десятки миллионов рублей. На двух самолетах управление гидрометеослужбы проводило съемки температуры поверхностного слоя воды. Благодаря полученной информации моряки имели возможность после официального закрытия навигации дополнительно проводить до сотни судов и экономить до двухсот пятидесяти суток плавания. А это тысячи перевезенных грузов в дальние, труднодоступные уголки дальневосточного побережья. Разведчики выводили морские корабли из ледового плена и в любую погоду приходили на помощь терпящим бедствие... Летчики Сахалина не однажды выступали организаторами спасения людей. Однажды самолет Ил-14 (командир экипажа Валентин Ермилин) возвращался на базу после многочасовой нелегкой разведки рыбных косяков в Охотском море. Неожиданно кто-то из членов команды заметил в безбрежной пустыне моря маленький красный плотик: с кем-то случилась беда. Снизились. Разглядели на плотике несколько человек, призывно машущих руками. Развернули самолет и стали искать какое-нибудь судно. Нашли. Судно оказалось японским, а японского языка никто из экипажа не знал. Как быть? Летчики на листе бумаги нарисовали плот, написали SOS, указав координаты плота. Сбросили записку с вымпелом на палубу судна. Кружились над морем до тех пор, пока не убедились, что судно подошло к потерпевшим. Как потом выяснилось, спасенными оказались японские рыбаки с затонувшей во время недавнего шторма шхуны. А пилоту В. А. Тарзанову и бортмеханику А. В. Медведеву памятен другой случай, произошедший на севере острова. Неожиданно разыгравшийся шторм унес в открытое море оборвавшийся с тросов плашкоут с двенадцатью рыбаками. Попавшие в беду люди с отчаянием смотрели на удалявшийся за гребни волн родной берег. С моря им ничем помочь было нельзя. Казалось, рыбаки и плашкоут обречены на гибель. Но помощь пришла с неба. Одолевая сильный порывистый ветер, над заливаемым волнами плашкоутом завис маленький вертолетик Ми-1, ведомый Тарзановым. Уловив момент, бортмеханик Медведев выбросил с борта веревочный трап. Двенадцать раз зависал над бездной бушующего моря вертолет, пока все рыбаки не были спасены и доставлены на берег. За этот вылет В. А. Тарзанова наградили орденом Красной Звезды, А. В. Медведева — орденом "Знак Почета". Впрочем, и обычные трудовые будни граничили с героизмом. Яркое доказательство тому — работа вертолетчиков Ми-4 при строительстве линии электропередачи Вахрушево — Южно-Сахалинск, Холмск — Южно-Сахалинск. Ими было перевезено в кратчайший срок и установлено в труднодоступных болотистых местах и в горной местности около тысячи металлических опор. Недаром в те годы очень был популярен кинофильм "Разрешите взлет". Это рассказ о буднях маленького аэропорта и о том, как экипаж при аварии приземляет самолет на одну ногу шасси, вместо другой используется маслозаправочная машина. Каждый зритель переживал, наблюдая за этой драматической ситуацией. Кстати, выполнил этот каскадерский трюк сахалинский экипаж под управлением М. Кузнецова, который раньше летал на ПО-2 из Зонального по северу острова. Впоследствии М. Кузнецов стал командиром Ил-14, окончил Ленинградскую академию ГВФ, школу летчиков-испытателей. Удостоен звания "Заслуженный пилот СССР". Преодоление кризиса Особым для аэропорта стал 1990 год. Совет Министров СССР принял решение об открытии аэропорта для международных полетов. Обладая всем необходимым для приема и качественного обслуживания воздушных судов и авиакомпаний, предприятие очень быстро освоило это новое для себя направление. Кризис — отдельная тема. Из-за финансовых трудностей в 1993 году мощный и единый Сахалинский авиаотряд распался на отдельные авиационные предприятия. Самолеты почти не летают, многие специалисты уволились, многие уехали на материк. Летный состав бездействовал, теряя мастерство. Цены на авиабилеты непомерно росли и стали не по карману рядовому жителю острова. Российские авиакомпании разорялись, уходили с сахалинского направления. Руководители области менялись, не успев ничего предпринять и войти в курс дела. С мая 1995 по декабрь 2000 года, в этот непростой период, руководство аэропортом осуществлял Владимир Кузьмич Багров. Первый губернатор области В. П. Федоров хотя и пытался спасти островную экономику, в том числе и авиацию, но ничего существенного сделать не смог — в силу общероссийских факторов распада. Неизвестно, сколько бы это продолжалось и чем бы закончилось, если бы не своевременные и решительные действия нового губернатора И. П. Фархутдинова. Он хорошо понимал, что авиация имеет огромное значение для развития области. Тем более начались интенсивные разработки нефти и газа на шельфе острова, увеличился приток иностранных специалистов. Еще будучи мэром Южно-Сахалинска, Игорь Павлович мечтал превратить аэропорт в лучший в регионе, чтобы иностранные самолеты, пересекающие Тихий и Атлантический океаны, садились не у соседей, а именно в нашем аэропорту, чтобы на Сахалин и Курилы прилетали гости со всего мира, и мы могли бы летать куда угодно. Эта мечта осуществилась. Аэропорт международного класса В этом году авиапредприятие отметило 30 лет со дня присвоения ему статуса международного аэропорта. 9 января 1990 года распоряжением Совета Министров СССР было принято решение об открытии аэропорта Южно-Сахалинск (Хомутово) для международных полетов. Ранее, 4 сентября 1989 года, был создан международный сектор, первым руководителем которого был назначен Раис Рашатович Сагитов, заслуженный штурман СССР. Большая роль в организации международного сектора, создании технологий по организации международных перевозок, обучению персонала принадлежит Валентине Васильевне Манжиковой, трудовая деятельность которой неразрывно связана с авиапредприятием и сегодня. Уже в 1990 году аэропорт начал выполнять регулярные рейсы в Японию (города Хакодате, Саппоро), Южную Корею (Сеул, Пусан), Китай (Харбин), США (Анкоридж), Вьетнам (Хошимин). Осуществлялись технические посадки воздушных судов, выполняющие транзитные рейсы из Японии, США, Канады и других стран. В 1990 году объем международных перевозок составил 2528 пассажиров в год, а в 1999 году было перевезено 37 592 пассажира. К этому времени международный сектор островной воздушной гавани соответствовал всем мировым стандартам. В штате межсектора трудились высококвалифицированные специалисты, первопроходцы в новой для аэропорта деятельности — Любовь Левчунец, Ирина Калистова, Татьяна Алешина, Антонина Домалевская, Надежда Крючкова, Ирина Гусельщикова, Галина Симо, Юлия Тарасова, Раиса Яковенко, Татьяна Лекомцева, Лейла Гарипова, Татьяна Иванова, Ирина Заичко, Марика Поллукс и многие другие. Обслуживание чартерного рейса, 1994 год Гостиница "Аэропорт", 2016 год Гостиница с историей Новое здание гостиницы "Аэропорт" (в Хомутово) было построено и сдано в эксплуатацию в 1967 году, и уже в декабре этого года она приняла первых гостей. Прежняя располагалась в Большой Елани, у старого аэропорта. На момент открытия в ней было 60 номеров на 150 мест, и все были востребованы. Из-за сложных метеоусловий и частых задержек рейсов в гостинице всегда находили радушный прием экипажи задержанных и резервных рейсов, жители Курильских островов, северных районов Сахалина и гости с материка. В 2002 году гостиница была передана в аренду ООО "Карго-Сервис". Администрацией предприятия было немало сделано для развития гостиницы. Такой показатель как коэффициент заполняемости, был одним из самых высоких по Сахалинской области. В 2015-м гостиница опять вошла в состав аэропорта. В 2017 году аэропорт торжественно отметил 50-летний юбилей со дня ее открытия. С 2001 по 2018 год гостиницу возглавляла Валентина Манжикова. С огромным уважением коллектив вспоминает ветеранов, отдавших службе в гостинице долгие годы: Надежда Ивановна Рыбцова (отработала 46 лет), Александра Егоровна Будовская (38 лет), Наталья Петровна Романова (37 лет), Наталья Ивановна Тихонова (35 лет), Фаина Ипатовна Марченко (30 лет), Анна Егоровна Смирнова (28 лет), Зинаида Захаровна Гуринова (20 лет). ХХ век. На рыночные рельсы Статус аэропорта становится особенно важным. К этому времени и пик кризиса остался позади. С декабря 2000 по август 2003 года генеральным директором Южно-Сахалинского аэропорта был Андрей Лобкин. Началась модернизация. Внедрена была новая система регистрации пассажиров (аналог нашим стойкам регистрации был только в аэропорту Домодедово), проведена реконструкция в цехе бортпитания, в помещениях международного сектора. После перестройки аэропорта на новые, рыночные рельсы его возглавил Владимир Бочаров (с августа 2003 по декабрь 2005 года), затем предприятием руководили Сергей Гоев (с января 2006 по ноябрь 2008), Антон Самойлов (с ноября 2008 по ноябрь 2012). В соответствии с программой "Модернизация транспортной системы России" в федеральной собственности аэропорта остались рулежные дорожки, перрон, взлетно-посадочная полоса длиной 3 450 метров, светосистема и энергетика. А вот само здание аэропорта было выставлено на конкурс. Надо было срочно развивать аэропорт. В связи с расширением шельфовых проектов объем пассажирооборота в аэропорту с каждым годом увеличивался. Требовалось срочно изыскивать деньги на модернизацию ВПП. Решено было преобразовать предприятие в акционерное общество со стопроцентным государственным пакетом акций. Что и было сделано. С помощью областной администрации аэропорт сумел выйти в лидеры по России. В 2002 году по таким показателям, как рост пассажиропотока, уровень сервиса обслуживания пассажиров, финансовые показатели работы, объемы инвестиций, внедрение новой техники, аэропорт стал победителем конкурса "Лучший аэропорт года СНГ" среди 15 российских аэропортов — участников конкурса с объемом перевозок 0,1-0,5 млн пассажиров. С 2009 года на предприятии трудились без малого 600 человек, которые обеспечивали прием и обслуживание воздушных судов таких авиакомпаний, как "Сахалинские авиатрассы", "Аэрофлот", "Трансаэро", S7, "Владивосток Авиа", Asiana, "Авиашельф", "Амурские авиалинии". Из аэропорта на этот момент осуществляются полеты по десяти внутренним и пяти международным направлениям. Летом 2009 года международный аэропорт Южно-Сахалинск распоряжением Росавиации был допущен к приему Б-777-200, А-330 и его модификаций. С 2010 года мог принимать такие типы воздушных судов, как Як-40, Як-42, Ан-24РВ, Ан-26, Ан-72, Ан-74, Ан-12, Ту-134, Ту-154М, Ту-204, Ту-214, Ил-76, Ил-62М, Ил-86, Ил-96-300, DHC 8-200, DHC 8-300, "Боинг 737-200", "Боинг 737-500", "Боинг 757-200", "Боинг 767-300ER", А-319, А-320, А-321, А-310-200, А-310-300, самолеты деловой авиации типа FALCON-200, FALCON-900, GULFSTEAM-IV SP, вертолеты Ми-8 МТВ, Ми-8АМТ, Ми-26 и классом ниже. От прошлого к будущему Осень 2010 года отмечена знаменательным событием — в аэропорту Южно-Сахалинск впервые произвел посадку тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан" авиакомпании "Волга-Днепр". С ноября 2012 по январь 2020 года генеральным директором предприятия был Никита Полонский. За эти годы произошла полная реорганизация аэропорта. В мае 2013-го Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Аэропорт Южно-Сахалинск" преобразовано путем реорганизации в открытое акционерное общество (ОАО) "Аэропорт Южно-Сахалинск", а в марте 2015 года переименовано в акционерное общество (АО) "Аэропорт Южно-Сахалинск". В 2016-м четыре северных аэропорта в Шахтерске, Ногликах, Зональном и Охе вошли в состав АО "Аэропорт Южно-Сахалинск", которое стало головным предприятием и управляет деятельностью в этих филиалах. Предприятие продолжает реализовывать утвержденную до 2024 года программу по переоснащению парка снегоуборочной техникой, что позволяет перейти на новые, более прогрессивные методы зимнего содержания аэродрома, а также уменьшает время ликвидации последствий стихий. На предприятии работает квалифицированный персонал постоянного состава. Для возможности обслуживания современных типов самолетов покупается качественная дорогостоящая перронная спецтехника. В 2015 году на улучшение летного поля аэропорта стали ежегодно выделяться необходимые средства. Технические специалисты получили возможность планомерно укреплять взлетно-посадочную полосу и покрытия аэродрома: делать все для того, чтобы воздушная гавань Южно-Сахалинска смогла принимать самолеты всех существующих типов. В 2017-м началось строительство нового аэровокзального комплекса. Старт был дан 23 октября на церемонии закладки капсулы потомкам. В 2019 году в аэропорт Южно-Сахалинск было выполнено 5 рейсов грузовых самолетов авиакомпании "ЭйрБриджКарго" (АВС) — российской регулярной грузовой авиакомпании, входящей в группу компаний "Волга-Днепр". Есть намерения этой одной из ведущих авиакомпаний России и ее дочерней структуры — грузового перевозчика "Атран" организовать на базе нашего аэропорта пункт технической посадки и базирования для осуществления отсюда разлетов по странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в сторону Северной Америки и для дальнейшей переброски грузов в российские регионы. Эти грузовые авиакомпании-партнеры владеют мощным парком воздушных судов Boeing 747-8F, Boeing 747-400, Boeing 737, Ил-76 и Ан-124. В соответствии с поступившим обращением авиакомпании "Атран" ведется работа по включению в свидетельство о госрегистрации аэродрома "Южно-Сахалинск" модели Boeing 777-Freighter. Кроме этого, идет планомерная работа по реализации проекта "Открытое небо", который позволит оперативно принимать и выпускать самолеты любых авиакомпаний по упрощенной процедуре. Совместно с правительством Сахалинской области предприятие рассматривает возможность создания в аэропорту базы для их среднемагистральных самолетов. Если проект будет успешным, то придет время говорить и о строительстве более серьезного грузового терминала. Аэропорт стал частью стратегического проекта "Азиатско-Тихоокеанский перекресток". Речь идет о глобальном развитии транспортной инфраструктуры: строительстве моста на материк, морских портов, островного нефтеперерабатывающего завода. Надо отдать должное руководству предприятия — за семь с половиной десятков лет истории они создали работоспособную и лаконичную систему управления аэропортом. В этой системе каждый член команды, каждый руководитель подразделения находится на своем месте — четко понимает задачи и имеет ресурсы, чтобы их выполнять. В апреле 2020 года, приняв предложение от правительства Сахалинской области, генеральным директором был назначен опытный руководитель Андрей Крутцов. 20 сентября аэропорту "Южно-Сахалинск" исполняется 75. Ветераны авиаотрасли уходят, а жизнь продолжается. Эта дата и этот возраст обязывают воздушную гавань к еще более осознанной жизни и вдумчивому продолжению идей и проектов, которые сделают наши воздушные путешествия более комфортными и приятными. Во все времена существования авиапредприятия, в его прошлом, настоящем и будущем сохраняется главное — коллектив аэропорта, растущий профессионально и не утративший, а только нарастивший за эти годы глубокую привязанность к своему делу. Интересно знать В 1930 г. в заливе Уркт (Оха) для приема гидросамолетов "Каталина" был создан гидроаэропорт. А на северной окраине Охи, на озере Пионерском, выкопали бассейн для приводнения самолета с экипажем два человека Ш-2 (его называли "шаврушкой"), так доставлялась почта из Николаевска-на-Амуре. 14 июня 1930 г. состоялось открытие регулярного воздушного сообщения Хабаровск — Оха — Александровск. 25 марта 1932 г. советская гражданская авиация получила название "Аэрофлот". В 1932 г. в Александровске-Сахалинском и близлежащем поселке Корсаковка сооружены гидропорты. 17 октября 1932 г. была установлена радиосвязь между аэропортами Хабаровск — Оха, и с этого момента по радио стали передаваться метеосводки. В 1933-м в Комиссаровском зерносовхозе Александровского района самолетом сеяли гречиху. За 17 минут было засеяно 25 га. В начале 1935 г. в Александровске создан аэроклуб, построена парашютная вышка. В феврале 1935-го в Александровске-на-Сахалине открылась первая летная школа аэроклуба имени М. В. Водопьянова. 15 мая 1935 г. на гидросамолете "Савойя-55" состоялся перелет по маршруту Хабаровск — Оха, впервые в состав экипажа был включен радист. 18 мая 1935 г. открылось воздушное сообщение по маршруту Москва — Александровск-на-Сахалине. Пилотом был И.П. Мазурук, длительность перелета составила 45 часов. 7 апреля 1938 г. пилот М. Е. Сахаров и бортмеханик Домкин впервые выполнили рейс по маршруту Хабаровск — Оха — Хабаровск в течение светлого времени одного дня на гидросамолете ПС-7. Памятные даты 50-60-х 1952 год. Открылись регулярные полеты в Оху, Кировское (ныне Зональное), Хабаровск, Николаевск-на-Амуре, Владивосток на самолетах Ли-2 и Си-47. Самолеты ГВФ начали полеты на военные аэродромы Буревестник (о. Итуруп) и Отрадное (о. Кунашир). 1954 год. В аэропорту "Южно-Сахалинск" была создана служба управления воздушным движением. 1956 год. На аэродроме Большая Елань проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы. Ее удлинили, что позволило самолетам Ил-12 и Ил-14 выполнять регулярные рейсы в Москву, Хабаровск, Владивосток, Кировское, Буревестник и Отрадное. Полет самолета Ил-12 из аэропорта Южно-Сахалинск до Москвы составлял около 28 часов со многими посадками. 1960 год. Сахалинский обком КПСС и руководство Сахалинского облисполкома обратились в Совет Министров СССР с предложением о строительстве в Южно-Сахалинске нового аэродрома. Правительство СССР выделило необходимые средства. 1963 год. Создан Южно-Сахалинский объединенный авиационный отряд (ОАО), его первым командиром назначен Ю. А. Лешуков, а командиром 147-го лётного отряда — В. А. Безукладников. 19 декабря 1963 года. Из Хабаровска в Южно-Сахалинск совершил технический рейс самолет Ан-12.Время в пути составило 1 час 20 минут, что в 2 раза быстрее, чем Ил-14. Январь 1964 года. В Южно-Сахалинск стали летать самолеты Ан-10. Май 1964 года. Открыто прямое воздушное сообщение Южно-Сахалинск — Москва. На новой авиатрассе курсировал газотурбинный самолет Ил-18,способный развивать скорость до 650 километров в час. В трех его салонах могли разместиться от 90 до 100 пассажиров. Время в пути 14-15 часов. 1964 год. В феврале государственная комиссия приняла в эксплуатацию аэродром "Южно-Сахалинск" (Хомутово) — железобетонную взлетно-посадочную полосу длиной 1852 м и шириной 45 м, пригодную для приема и выпуска новых воздушных судов. Полеты стали выполняться на двух аэродромах — Большая Елань и Хомутово. 1965 год. Завершено строительство здания аэровокзала, гостиницы и столовой. Все службы перебрались туда из Елани. 1966 год. Было установлено регулярное воздушное сообщение самолетов Ан-24 на авиалинии Шахтерск — Хабаровск. 1967 год. Женский экипаж Л. Улановой совершил перелет на самолете Ил-18Д по маршруту Симферополь — Южно-Сахалинск без посадок в промежуточных аэропортах для дозаправки. Расстояние в 7680 километров он преодолел за 12 часов 12 минут, установив мировой рекорд по дальности полетов. 1968 год. Открыто регулярное сообщение по маршруту Хабаровск — Ноглики. 1969 год. Поступил первый самолет Ан-24 с бортовым номером 46290. Даты 80-90-х 25 октября 1985 года из Хабаровска в Южно-Сахалинск совершил посадку технический рейс самолет Ту-154. Время в пути 50 минут. В 1986 году в Южно-Сахалинском аэропорту сдан в эксплуатацию цех бортпитания. 11 ноября 1986 года из Хабаровска в Южно-Сахалинск совершил первый технический рейс авиалайнер Ил-62. 14 февраля 1987 года осуществлен первый беспосадочный перелет на самолете Ил-62 из Москвы в Южно-Сахалинск, преодолев расстояние свыше 8 тыс. км за 8 ч. 05 мин. Именно этот день стал днем больших перемен для сахалинских авиаторов и авиапассажиров. 26 ноября 1990 года на базе службы "Авиационно-техническая база" создано самостоятельное предприятие — малое Сахалинское производственно-техническое авиапредприятие "Старт" (МСПТА "Старт" в составе Сахалинского ОАО). 18 февраля 1992-го на базе структурного подразделения 147-го летного отряда создано новое предприятие — авиакомпания "Сахалинские авиатрассы". В 1994-м весь личный состав МСПТА "Старт" перешел на работу в авиакомпанию "Сахалинские авиатрассы". 24 апреля 1995 года на базе служб управления воздушным движением (УВД) и связи аэропорта "Южно-Сахалинск" организовано новое самостоятельное предприятие "Сахалинский центр УВД и РТО". 29 декабря 1995 года из состава ГП "Аэропорт Южно-Сахалинск" выделен приписной аэропорт "Менделеево" в самостоятельное предприятие "Аэропорт Южно-Курильск". Памятные даты 2000-х 2000 г. — завершено строительство 700-метрового (южного) участка ИВПП аэродрома "Южно-Сахалинск" (Хомутово). Общая длина ИВПП составила 3400 метров. 2011 г. — сдано в эксплуатацию новое здание аварийно-спасательной станции ведомственной пожарной охраны ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск". 2013 г. — завершена процедура приватизации ФГУП и создано ОАО "Аэропорт Южно-Сахалинск". Завершено строительство здания Сахалинского Центра ОВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока". 2015 г. — введено в эксплуатацию здание нового багажного терминала. 2016 г. — завершена модернизация взлетно-посадочной полосы. Участок полосы длиной 2200 м укреплен и расширен до 60 м. В декабре 2016 г. в АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" прошла реорганизация путем присоединения филиалов "Аэропорт Оха", "Аэропорт Ноглики", "Аэропорт Шахтерск" и "Аэропорт Зональное". 2017 г. — аэропорт "Южно-Сахалинск" получил разрешение на прием/выпуск широкофюзеляжного самолета Boeing-747 и крупнейшего грузового воздушного судна Ан-124-100 ("Руслан"). 1 сентября 2020 Елена Герцен Источник: https://sakhalin.info/weekly/194672
|